Вооруженные силы Азербайджана: оценка военного потенциала и перспективы развития
Официальные данные военно-технического баланса сторон в зоне карабахского конфликта по понятным причинам не могут полностью отражать реальную картину. Однако, вместе с тем, они могут способствовать созданию целостной картины в случае глубокого анализа общего военно-политического баланса и перспектив развития геополитической ситуации в регионе. Приводимые в данной статье количественные данные по вооружениям и военной техники (ВВТ) Азербайджана в первую очередь основываются на официальных данных, предоставляемых в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) 1990г. и Венского документа ОБСЕ о мерах по укреплению доверия и безопасности1. Кроме этого, определенную динамику милитаризации Азербайджана можно проследить и на данных Регистра ООН по обычным вооружениям2.
Известно, что после заключения перемирия в мае 1994г. стороны, вовлеченные в конфликт в Нагорном Карабахе, провели значительную работу по укреплению своих вооруженных сил. Особенно в этом вопросе отличился Азербайджан. В частности, была проведена значительная структурная и техническая реорганизация азербайджанских вооруженных сил, в результате чего в настоящее время они явно превосходят по боеспособности азербайджанскую армию периода карабахской войны. Азербайджан за последние 10-12 лет закупил значительное количество вооружений и военной техники, особенно танков, артиллерийских систем, боевых самолетов3. Вооружение было поставлено в основном из Украины, России, Китая, государств Центральной Азии, Восточной Европы. При этом наиболее существенным фактором, оказывающим дестабилизирующее воздействие на регион, западные эксперты считают поставку Украиной Азербайджану в 2004-2005 гг. 12 300-миллиметровых реактивных систем залпового огня 9А52 «Смерч», по своему поражающему воздействию вплотную примыкающих к категории оружия массового поражения. Появление этого оружия на вооружении ВС Азербайджана может разрушить весь военный баланс сил на Южном Кавказе, сложившийся к настоящему времени4.
Масштабные закупки вооружения и военной техники привели к тому, что на сегодня милитаризация Азербайджана достигла такого уровня, что, по словам начальника Главного штаба Вооруженных сил Армении генерал-полковника М.Арутюняна, у Азербайджана в настоящее время в 1,5-2 раза больше танков и ББМ, в 2-2,5 раза больше артиллерийских систем и т.д., чем ему разрешено иметь по условиям ДОВСЕ. По оценкам экспертов, на вооружении азербайджанской армии одних только танков около 500 единиц.
Весьма существенной является помощь Турции в укреплении азербайджанской армии, выражающаяся как в подготовке специалистов, так и в поставках различных видов вооружения и военной техники. По оценкам экспертов военной разведки США и ведущих американских аналитиков, благодаря помощи турецких специалистов и инструкторов по западной методике подготовлены тысячи азербайджанских офицеров, некоторые из которых даже имеют опыт боевых действий в составе турецких спецподразделений против курдских отрядов на юго-востоке Турции5. Однако уровень реальной финансовой и военно-технической помощи Турции вооруженным силам Азербайджана намного больше. Как заявил в июле 2005г. во время встречи с главой азербайджанского МИД Э.Мамедьяровым министр обороны Турции Вежди Кенуль, военная помощь Турции Азербайджану в целом составила более $170 млн6.
Улучшению качества офицерского состава азербайджанской армии весьма способствовало также активное участие страны в различных программах с НАТО, в особенности в рамках PfP. Предоставляемая Вашингтоном после событий 11 сентября 2001г. военная помощь Азербайджану направлена не только на материально-техническое содействие министерству обороны этой страны, но и, в рамках «борьбы с международным терроризмом», в значительной мере также предусматривает техническое оснащение частей азербайджанских внутренних войск, пограничных и таможенных органов, в том числе для усиления контроля над морскими рубежами этой страны на Каспии. Путем предоставления военной помощи Азербайджану Вашингтон одновременно создает условия для своего постоянного военного присутствия в этой стране, пусть и в несколько ограниченных масштабах. Однако, с другой стороны, модернизация этих аэродромов на американские деньги и по натовским стандартом явилась хотя и «косвенной», но весьма существенной помощью вооруженным силам Азербайджана, что при необходимости позволит Баку более эффективно использовать их в случае возобновления конфликта в Нагорном Карабахе. По данным азербайджанских экспертов, в этих целях и на средства США модернизированы 7 азербайджанских военных аэродромов7. Аналогичное значение (т.е. возможность использования в случае возобновления военных действий в Нагорном Карабахе) может иметь предоставляемая правительством США государствам Каспийского региона (в первую очередь Азербайджану) помощь в создании так называемой «Каспийской стражи» (Caspian Guard) и строительство двух американских РЛС (в Хызы и в Астаре) на территории Азербайджана8.
В последнее время наблюдается также активизация военного сотрудничества с Россией. Кроме прямых коммерческих продаж вооружения и военной техники Азербайджану, Россия осказывает весьма ощутимую помощь и техническое содействие вооруженым силам этой страны. Например, одним из условий достигнутого в 2002г. соглашения между Россий и Азербайджаном о статусе Габалинской РЛС, была готовность Москвы оказать военное содействие Азербайджану, в частности, в модернизации его систем ПВО и авиации, в обучении в РФ некоторых категорий азербайджанских военнослужащих и предоставлении услуг по ремонту вооружения и военной техники9.
Тем не менее, в настоящее время по общему уровню своей боеспособности азербайджанская армия уступает вооруженным силам как Армении, так и НКР. Хотя надо отметить, что азербайджанская армия значительно превосходит вооруженные силы Армении и Нагорного Карабаха по численности личного состава и количеству военной техники. В азербайджанской армии очень высокий уровень коррупции на всех уровнях, что, естественно, плохо отражается на ее морально-психологическом состоянии. Кроме того, недостаточна выучка личного состава, наблюдается формальное отношение к боевой учебе, особенно проведению реальных учений в масштабах крупных подразделений. Что касается приобретенного азербайджанскими офицерами западного военного опыта, то в реальности он пока не получил такого большого распространения в масштабах всех вооруженных сил, и в результате азербайджанской армии присущи все те недостатки, которые наблюдались в Советской Армии в последний период ее существования.
Вместе с тем в последнее время появились сведения о переводе некоторых отдельных подразделений и даже соединений ВС Азербайджана на так называемые «западные натовские стандарты». В частности, официально объявлено, что с 1 января 2007г. Бакинский корпус, в котором служит примерно 20% личного состава ВС Азербайджана, переходит на стандарты НАТО и в нем будут действовать организационно-штатная структура, правила и инструкции, принятые в войсках Североатлантического альянса10. Хотя, с другой стороны, весьма трудно понять, являются ли все эти меры по переводу азербайджанской армии на западные стандарты реальными и имеющими далеко идущие цели, или же это просто декларативные действия чисто «косметического» характера.
Отличительной стороной Азербайджана, по сравнению с армянскими армиями, является и довольно большое количество боевых самолетов и вертолетов, находящихся на вооружении азербайджанской армии. Повышению боеспособности азербайджанской весьма способствовала осуществленная за счет США модернизация аэродромов на территории Азербайджана. Вместе с тем, значительную часть состава боевой авиации Азербайджана составляют истребители МиГ-25 различных модификаций (примерно до 30 единиц), которые предназначены в основном для воздушных боев или глубинной разведки и не вполне приспособлены к прямым действиям против сухопутных войск. (Хотя азербайджанцами предпринимались попытки использовать их в таком качестве в ходе боевых действий 1993-1994 гг. в Карабахе.) В условиях незначительной численности армянской авиации применение в возможных воздушных боях азербайджанских МиГ-25 может быть весьма ограничено.
Однако надо отметить, что в ВВС Азербайджана есть некоторое количество штурмовиков Су-25 (в последние 2 года их количество увеличилось и, возможно, сейчас на вооружении Азербайджана их примерно 20 единиц), предназначенных для непосредственной огневой поддержки сухопутных сил, и даже фронтовые бомбардировщики Су-24 (по различным данным, от 11 до 16 единиц, в основном разведывательной модификации Су-24МР). Эти самолеты советского производства весьма хорошо себя зарекомендовали в ходе локальных войн конца XX в. и активно применялись Азербайджаном в войне 1992-1994 гг. Со второй половины 1990-х гг., с целью повышения возможностей своих ВВС по подавлению ПВО, Азербайджаном было закуплено большое количество противолокационных ракет для оснащения самолетов Су-24 и Миг-25. В последнее время появилась информация о масштабных переговорах с украинской стороной о создании в Азербайджане специализированного авиаремонтного и учебно-тренировочного центра ВВС, а также поставках Баку новой партии современных боевых самолетов из Украины.
Однако эффективность применения боевой авиации Азербайджаном в случае возникновения боевых действий в Карабахе значительно снижается ввиду наличия сильной системы ПВО как в Армении, так и в Нагорном Карабахе. Причем армянские силы имеют многоэшелонную систему ПВО, в составе которой есть ракетные комплексы как дальнего и среднего радиуса действий (С-125, С-75, «Куб»), так и ракетные и зенитно-артиллерийские комплексы ближнего радиуса, а также ПЗРК («Оса», ЗСУ-23-4, «Игла», «Стрела»). Кроме этого, ожидаемое поступление на вооружение армянских войск ПВО новых ракетных систем позволит практически нейтрализовать численное превосходство Азербайджана в боевых самолетах. Хотя, естественно, нельзя исключать того, что азербайджанские ВВС в настоящее время будут иметь намного больше возможностей для частичного подавления ПВО Армии обороны НКР. Определенную опасность для армянской ПВО, кроме противолокационных ракет, могут представлять также внезапные удары (особенно по стационарным объектам ПВО в НКР) РСЗО «Смерч» и дальнобойных артиллерийских систем М-46 и 2А36 «Гиацинт». Более эффективно, особенно с учетом сложного горного рельефа местности, Азербайджан, видимо, сможет использовать также боевые вертолеты Ми-24, что, однако, не даст ему безусловного и значительного качественного превосходства над армянскими сухопутными войсками в Нагорном Карабахе.
Таким образом, как и в ходе военных действий 1992-1994 гг., исход вероятного военного столкновения будет решаться на земле. Здесь качественное превосходство армянской стороны очевидно. Естественное старение боевой техники (к примеру, на вооружении Азербайджана находится большое количество танков Т-55 выпуска еще конца 1950-х гг., закупленных в период карабахской войны в Украине) и ее непрофессиональное обслуживание привели к тому, что довольно значительная часть вооружения и военной техники азербайджанской армии находится в плохом техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте или даже полной замене. С учетом того, что практически вся техника азербайджанской армии является российского/советского производства или совместимого с ним восточноевропейского или китайского производства, азербайджанская армия очень существенно зависит от поставок запасных частей и комплектующих извне. Нынешняя активизация российско-азербайджанских отношений позволяет предположить, что Баку сможет больше уповать на помощь России в этом вопросе.
Украина и Грузия также довольно активно помогают в модернизации определенных видов азербайджанской военной техники. В частности, на Тбилисском авиационном заводе ремонтировались штурмовики Су-25 азербайджанских ВВС, а на 142-м танкоремонтном заводе, который достался Грузии после начала вывода оттуда российских войск, ремонтируются азербайджанские танки и БМП. Аналогичный ремонт азербайджанской военной техники производится на предприятиях военно-промышленного комплекса Украины. В последние годы активизировалось также ВТС с Беларусью. В частности, там осуществляются закупки значительного количества танков Т-72, а также ведутся работы по созданию с участием белорусской стороны танкоремонтного завода в Азербайджане.
В то же время можно отметить существенную особенность структуры импорта ВВТ Азербайджаном в последние годы. Как уже отмечалось, в значительной мере это оружие наступательного действия: танки Т-72, крупнокалиберные 300-мм РСЗО «Смерч» и тяжелая артиллерия. В частности, в 2002г. Азербайджаном в Болгарии были закуплены 36 130-мм орудий, которые до принятия в 1970-х гг. на вооружение Советской Армией 152-мм систем 2А36 «Гиацинт» считались наиболее дальнобойными орудиями советской полевой артиллерии. 130-мм орудия, вместе с их более современными аналогами – «Гиацинтами», представляют значительную опасность, т.к. могут весьма эффективно использоваться ВС Азербайджана при прорыве оборонительных позиций Армии обороны НКР, контрбатарейной борьбы, ударов по крупным населенным пунктам и т.д. Еще большую военную и не меньшую психологическую значимость (при использовании против крупных населенных пунктов Армении и НКР) в случае возобновления боевых действий могут иметь РСЗО «Смерч», обладающие значительной поражающей мощностью и высоким коэффициентом попадания.
Определенное влияние на общую милитаризацию Азербайджана может оказать также создание в конце 2005г. отдельного министерства оборонной промышленности. В то же время некоторые азербайджанские эксперты утверждают, что в условиях сложности производства современных видов вооружения и технологической неразвитости азербайджанской экономики, данное министерство в реальности будет заниматься не производством в самом Азербайджане ВВТ, а координировать его закупки в других странах11.
Согласно официальным данным, предоставленными государствами Южного Кавказа в рамках механизмов ДОВСЕ, Венского документа ОБСЕ и Регистра обычных вооружений ООН, а также экспертным оценкам ведущих мировых аналитических центров, военный потенциал Азербайджана на начало 2006г. был следующим:
- Численность личного состава – 56 840 чел.
- Военный бюджет – $310 млн (1, 48 трлн манатов).
- Иностранная военная помощь (США) – $8,68 млн.
Организационно-штатная структура ВС Азербайджана – 5 штабов армейских корпусов, 23 мотострелковые бригады, 1 артиллерийская бригада, 1 бригада РСЗО12, 1 противотанковый артиллерийский полк, 1 истребительная авиационная эскадрилья, 1 истребительно-бомбардировочный авиационный полк, 1 вертолетный полк, транспортные и тренировочные авиационные эскадрильи.
1 Режим ДОВСЕ распространяется на 5 основных категорий ВВТ (основные боевые танки, ББМ, артиллерийские системы калибра 100 мм и выше, боевые самолеты и ударные вертолеты), а также на количество личного состава (в соответствии с положениями так называемого ДОВСЕ-1А) в ВС государств-участников.
2 В соответствии с данным Регистром, государства-участники обязаны предоставлять ежегодную информацию по экспорту и импорту ВВТ по 7 категориям (боевые танки, ББМ, артиллерийские системы калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты, военные корабли, ракеты и ракетные пусковые установки).
3 См. подробнее: Минасян С. Военно-технические аспекты региональной безопасности и проблемы контроля над вооружениями на Южном Кавказе // Регион, Фонд «Нораванк», №2 (6), 2005.
4 Минасян С. Можно ли считать Украину крупнейшим поставщиком вооружений государствам Закавказья? // www.fondsk.ru, 01.06.2006.
5 Sray J.E. Turkish SOF Train Azerbaijan Forces // FMSO Publications, FMSO, Fort Leavenworth, January 1994.: Howard G.E. NATO and the Caucasus: The Caspian Axis // NATO After Enlargement: New Challenges, New Missions, New Forces / Ed. Blank S.J. SSI: Carlisle, 1998. P.174.
6 Военная помощь Турции Азербайджану составляет 170 миллионов долларов // РИА «Новости», 22.07.2005.
7 См. подробнее: Агаджанян М. Асатрян Э. Минасян С. Азербайджан против народа Карабаха: политико-правовые последствия агрессии и их влияние на перспективы региональной безопасности. Ереван, 2006, с.135-136.
8 Мамедов С. В Азербайджане заработали американские станции слежения // Независимая газета, 10.10.2005.
9 Коротченко И. Определен статус Габалинской РЛС // Независимое военное обозрение, 08.02.2002.
10 Мамедов Д. Как комбату стать майором: Бакинский корпус азербайджанской армии переходит на стандарты НАТО // Военно-промышленный курьер, №48 (164), 13-19.12.2006.
11 Азербайджан демонстрирует серьезность намерений // www.day.az, 27.12.2005.
12 РСЗО – реактивные системы залпового огня.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- ТУРЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВА СТАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ УЗЛОМ [19.03.2009]
- ТУРЦИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РАЗВИТИЙ [05.03.2009]
- О ПЕРСПЕКТИВЕ АМЕРИКАНО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ [05.02.2009]
- О ПОЛИТИКЕ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ [27.01.2009]
- ТУРКМЕНИСТАН В ПРЕДДВЕРИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДОГОВОРЕННОСТИ С ЗАПАДОМ?[25.12.2008]
- НАБЛЮДЕНИЕ О ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РАЗВИТИЯХ Новая перекройка Центральной Азии?[15.12.2008]
- О ПРОБЛЕМЕ НКР: «АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ВОПРОС» [27.11.2008]
- АЗЕРБАЙДЖАН СТОИТ ПЕРЕД НОВЫМ ВЫБОРОМ[17.11.2008]
- ИРАН В ПРЕДДВЕРИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ С ЗАПАДОМ[27.10.2008]
- ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ[06.10.2008]
- АМЕРИКАНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЕНИЯ[22.09.2008]