• am
  • ru
  • en
Версия для печати
03.09.2007

ТУРЦИЯ ГОТОВИТСЯ К ИНТЕРВЕНЦИИ В ИРАК

   

Самвел Мартиросян

image (medium) Министерство иностранных дел Ирака 9 июля выступило с заявлением, в котором обвинило Турцию в том, что Анкара разместила на границе со страной огромную армейскую группировку: порядка 140 тыс. военнослужащих. По словам главы иракского внешнеполитического ведомства Хошияра Зибари, турецкая военная группировка хорошо оснащена и готовится к проведению военной операции на территории Ирака.

Противостояние на турецко-иракской границе продолжается уже несколько месяцев. Официальная причина, по которой Анкара концентрирует войска на границе с Ираком, – проведение военной операции против боевиков Курдской Рабочей Партии (РКК), которые частично базируются на территории иракского Курдистана. (По разным сведениям, на территории северного Ирака в лагерях РРК находятся от 3 до 5 тыс. боевиков.)

Однако ясно, что столь многочисленная войсковая группировка, к тому же усиленная тяжелой техникой, вряд ли нужна для операции исключительно против нескольких тысяч боевиков РКК, прячущихся в горах.

Основная головная боль турецкого генералитета – это усиление иракского Курдистана, и в особенности подготовка к референдуму относительно статуса Киркука.

Курдистан на сегодняшний день ведет политику обособления от федерального центра. В то время как в центральной части Ирака и на юге страны полыхает кровавая гражданская война между шиитами и суннитами, в Курдистане более или менее спокойно. Здесь активно развивают туризм, экономика находится на подъеме. (Стоит отметить, что именно в период, когда Турция начала угрожать интервенцией в Курдистан, здесь один за другим стали происходить кровавые теракты, ответственность за которые берут на себя суннитские организации, хотя не исключена и вовлеченность в подрывную деятельность турецких спецслужб. При этом теракты чаще всего бывают направлены против партийных курдских офисов либо органов правительства Курдистана и имеют иной характер, нежели кровавые взрывы в местах скопления мирных граждан, которые имеют место быть в центральной и южных областях Ирака.)

Столь сильная разница между положением в разных частях Ирака вызывает огромный поток внутренних переселенцев, бегущих из неспокойных регионов Ирака в Курдистан. Сюда направляются также иракские христиане – ассирийцы и армяне, бегущие от террора исламских радикалов. Судя по всему, поток внутренних переселенцев довольно высок, так как в последнее время появляется информация о том, что местные курдские власти стараются уже ограничить возможность переезда на территорию курдской автономии.

Параллельно курдские лидеры наращивают армию пешмерга, собираясь довести ее количество до 190 тыс. (см. Курды строят огромную армию). При этом по боеспособности курдская армия превосходит федеральную и уже используется американцами в некурдских регионах для поддержки своих воинских операций против инсургентов.

Таким образом, если на бумаге Курдистан является автономией в составе федерального государства, то на деле идет сепарирование курдского образования из обломков разрушающегося на глазах Ирака.

Однако в комплексе факторов, тревожащих турецкое руководство относительно усиления курдского фактора, одним из основных на сегодняшний день является Киркук, который стал камнем преткновения в отношениях между Анкарой, Багдадом и Эрбилем (столица Курдистана). Именно в Курдистане могут в ближайшее время развернуться весьма драматические события, причина которых — усиливающееся напряжение в отношениях с Турцией и спорный вопрос о Киркуке.

Киркук является одним из самых спорных и дестабилизирующих факторов в Ираке. Статус этого региона до сих пор не определен. По 140-й статье конституции Ирака статус Киркука и ряда других спорных регионов (которые по большей части связаны именно с Курдистаном, как, например, Ниневийская равнина, на которую претендуют ассирийцы. Часть ассирийских политических движений лоббирует вступление этой области в состав опять же Курдистана, с возможностью создания здесь христианской автономии) должен быть определен на местном референдуме, который должен пройти не позднее 31 декабря 2007 года. Киркук важен не только политически – здесь находится почти половина нефтяных запасов Ирака.

Учитывая то факт, что население Киркука в основном состоит из курдов, нетрудно догадаться, каков будет исход референдума. Стоит отметить, что во времена Саддама Хусейна курдов отсюда насильно изгоняли, чтобы освободить от них богатые нефтью районы. Однако после оккупации Ирака курды в огромном количестве при попустительстве американцев начали возвращаться в Киркук, изменяя демографическую ситуацию в свою пользу.

Если Киркук перейдет Курдистану, то курды получат последний экономический козырь в игре на образование собственного независимого государства. При имеющихся тенденциях Ирак может развалиться в ближайшие годы. А Курдистан на сегодняшний день уже является все более укрепляющимся государством внутри разваливающегося бесформенного образования.

Уже в январе этого года турецкие власти выражали крайнюю обеспокоенность, близкую к нервному потрясению. Так, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган 15 января заявил, что референдум в Киркуке может стать началом регионального конфликта: «Турция не может сидеть сложа руки и наблюдать за тем, как происходит перемена демографической структуры в Киркуке». Анкара требует от иракских властей пролонгировать решение о референдуме по статусу Киркука и передвинуть его минимум на 5 лет. И Эрдогана ясно показывает приоритеты Анкары: «В настоящее время Ирак для нас приоритетнее переговоров о вступлении в Евроcоюз».

В связи с этим в течение последних нескольких месяцев турецкая армия концентрируется на границе с Ираком. За последние недели неоднократно поступала информация о том, что турецкая артиллерия и авиация наносят удары в глубину иракской территории. При этом турецкие, израильские и курдские СМИ сообщают о потерях как в живой силе, так и в авиации и тяжелой технике.

Однако пока что и власти Курдистана, и федеральное правительства Ирака делают вид, что реальная военная операция не началась. Того же мнения придерживается турецкий генералитет, который уже одобрил план широкомасштабной операции и ждет лишь официального решения со стороны кабинета министров и парламента. По сообщениям турецких СМИ, генералитет намерен на первых порах создать буферную зону длиной в 120 и шириной в 15 км по обе стороны границы. Теперь вопрос стоит лишь за тем, когда начнется война – до выборов в Турции, которые пройдут 22 июля, или после.

Курдские власти со своей стороны грозятся устроить туркам кровавую баню, если они перейдут границу и приступят к широкомасштабной воинской операции. Президент Ирака Джалал Талабани (является одним из лидеров курдского сопротивления времен правления Саддама Хусейна) заявил, что если турки решатся на военную операцию, то это будет воспринято как агрессия против всего Ирака.

Одновременно активизируются столкновения турецкой армии с боевиками Курдской Рабочей Партии на востоке Турции. Стоит отметить, что, судя по настроениям в курдских партийных СМИ, сейчас идет серьезное сближение между кровными врагами – РКК и Демократической партией Курдистана Масуда Барзани, который ныне является президентом курдской автономии. Таким образом, весьма вероятно, что в случае начала серьезного конфликта с Турцией курды смогут действовать слаженно и боевики Оджалана смогут открыть второй фронт в восточных вилайетах Турции, тем самым заставив турецких военных воевать в двух направлениях. Кроме того, в арсенале РКК всегда находится асимметричное оружие – террористические действия в курортных регионах Турции. С учетом того, что Анкара намерилась начать операцию против курдов летом, в разгар туристического сезона, удар по экономике Турции в случае начала волны терактов одновременно с усилением нестабильности в регионе может оказаться колоссальным. В этом случае все будет зависеть от способности турецких спецслужб не допустить массовости терактов, так как опыт последних лет показал, что единичные взрывы в курортной зоне не наносят какого-либо серьезного ущерба туристическому имиджу Турции.

В то же время Соединенные Штаты периодически дают понять Турции, что не намерены мириться с возможностью турецкой интервенции в Ираке. Так, 9 июля официальный представитель Белого дома Тони Сноу предостерег Анкару от подобных действий. Озвученная официально политика Вашингтона в отношении курдского вопроса такова: Турция может спокойно громить боевиков РКК на своей территории, и США будут закрывать глаза на массовые нарушения прав человека, которыми сопровождаются операции против боевиков в курдонаселенных вилайетах. Но при этом Анкара не должна мечтать о возможности оккупировать часть территории Ирака и вновь стать действующим актором в этом направлении, где теперь доминирующей силой должны быть американцы без какого бы то ни было медиатора, в качестве коего ранее в регионе выступала как раз Турция.


Возврат к списку
Другие материалы автора