ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ И США: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Сергей МинасянНачальник отдела политических исследований института Кавказа, политолог, к.и.н.
Внешнеполитические отношения любой страны с важнейшими акторами мировой политики постоянно требуют их концептуального переосмысления, а также корректировки в зависимости от складывающейся региональной конъюнктуры и глобальных мировых процессов. Взаимоотношения Армении с Соединенными Штатами, при всей их многогранности и глубоком вовлечении со стороны политических элит и диаспоральных организаций, не являются исключением. Данная статья является попыткой краткого концептуального анализа основных тенденций и динамики взаимоотношений двух стран в самых различных областях, с целью выяснения последующих контуров их развития.
Отношения стран Взаимоотношения с Соединенными Штатами – важное измерение армянской внешней политики, претерпевшее за два десятилетия независимого существования Армении достаточно серьезную трансформацию. Отношения двух стран особенно активно развиваются по следующим направлениям:
- политическое взаимодействие (в том числе в контексте взаимоотношений Армении с Россией, Китаем и Ираном),
- вовлечение США в процессы государственного строительства, реформирования и содействие процессам демократизации Армении (включая также роль США в налаживание контактов между властями и оппозиционными политическими силами Армении),
- экономические контакты (особенно с учетом оказываемой США экономической и гуманитарной помощи),
- гуманитарные контакты (фактор многочисленной армянской диаспоры в США),
- сотрудничество в сфере безопасности и военно-политические отношения (в том числе военно-техническая помощь вооруженным силам Армении и участие армянских миротворцах в международных операциях под эгидой США),
- региональное сотрудничество и вовлеченность в урегулирование конфликтов (с учетом посреднической роли США как сопредседателя Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию и значительного вклада Вашингтона в армяно-турецкий процесс примирения).
Динамика двусторонних отношений
Еще в конце 1980-х гг. США активно поддерживали будущих лидеров Армении в их борьбе против властей СССР. Борьба карабахских армян за отделение от Советского Азербайджана тоже получала почти безусловную поддержку Соединенных Штатов, которые рассматривали ее как часть «борьбы народов СССР против коммунистического режима». Конгресс США даже принял ряд заявлений в поддержку борьба армян Нагорного Карабаха. В октябре 1992 г. Конгресс США принял поправку №907 к «Акту о поддержке свободы», запретившую военную и иную помощь правительства США Азербайджану, пока последний «не предпримет шаги по снятию всех блокад и не прекратит любое наступательное использование силы против Армении и Нагорного Карабаха».
Однако во второй половине 1990-х гг. произошла корректировка подходов США к региону Южного Кавказа, в том числе в связи с возрастанием интереса США к Азербайджану, после подписания соглашений об участии западных нефтяных компаний в освоении энергетических ресурсов Каспия. После терактов 11 сентября 2011 г. действие 907-й поправки было приостановлено в рамках борьбы с международным терроризмом, и США начали активное военное сотрудничество с Азербайджаном.
Впрочем, несмотря на возросший интерес Вашингтона к энергетическим ресурсам и географическому положению Азербайджана, политика США в отношении Армении и Азербайджана остается несимметричный. В пересчете на душу населения, Армения в настоящее время является одним из крупнейших получателей прямой американской помощи, за два десятилетия составившей примерно 2 млрд. долларов. США выделяют ежегодную финансовую помощь и Нагорному Карабаху (на 2011 г. Конгрессом выделено порядка 10 млн. долларов), тем самым являясь единственным государством в мире (кроме Армении), осуществляющим прямую финансовую помощь Карабаху. США также были главным спонсором армяно-турецкой «футбольной дипломатии», призванной нормализовать отношения между Ереваном и Анкарой и вывести Армению из частичной коммуникационной блокады со стороны Азербайджана и Турции. Кроме того, являясь одной из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, США активно участвуют в карабахском переговорном процессе.
Во многом проармянскую политику Вашингтона на Южном Кавказе принято объяснять деятельностью влиятельного армянского лобби в США. Это лобби сильно как своей организованностью и большим опытом, как и тем, что граждане США армянского происхождения, составляющие заметный процент населения некоторых штатов, способны голосовать консолидировано, ощутимо влияя на политику Соединенных Штатов в нашем регионе. Данный фактор станет актуальным особенно с учетом ожидаемых в 2012 г. президентских выборов в США. Однако важным фактором является также предсказуемость армянской внешней политики в глазах США, особенно по сравнению с другими региональными акторами, делающая Армению удобным и долговременным партнером Вашингтона.
Тенденции развития
В ближайшей перспективе основные перспективы развития отношений Армении с США, как представляется, будут связаны с внутриполитическими процессами в Армении, региональными проблемами и конфликтным урегулированием, военно-политическим сотрудничеством и программами помощи и экономического сотрудничества.
Влияние США на внутриполитические процессы. Соединенные Штаты будут продолжать, путем умеренного давления на власти и оппозицию Армении, влиять на организацию диалога правительства с оппозиционными силами, в первую очередь – с возглавляемым первым президентом страны Левоном Тер-Петросяном Армянским национальным конгрессом. Одновременно американский фактор будет весьма важным в контексте ожидаемых в 2012 г. очередных парламентских выборов в Армении, с целью их проведения в максимально возможно открытом виде. Однако какого либо открытого вовлечения США во внутриполитические процессы в Армении, тем более в виде деятельности по смене правящего режима, т.н. «цветных революций» в духе республиканской администрации Дж.Буша не будет ни при каких обстоятельствах.
Кстати, уже известно, что нынешний посол США в Армении, Мари Йованович, которая до своего назначения в Ереван была послом в Кыргызстане (в том числе в ходе известных событий и смены власти в этой центральноазиатской республике), в скором времени покинет свой пост. В свое время с именем М.Йованович многие радикальные круги в Армении связывали возможность осуществления в стране новой «цветной революции». На ее место, как предполагается, будет назначен Джон Хефферн, заместитель постоянного представителя Миссии США в НАТО, специалист по Юго-восточной Азии, Китаю и Японии. Это также в определенной степени свидетельствует о том, что Армения в шкале приоритетов американской администрации уже давно перешла из категории стран – потенциальных субъектов различного рода «цветных революций» – в категорию государств, с которыми США намерены развивать отношения на основе прагматичного совпадения баланса интересов.
Армяно-американские политические отношения в региональном контексте. В вопросах региональной политики армяно-американские отношения будут, как минимум, сохранять нынешний формат двустороннего взаимодействия. Роль Армении в американской региональной политике во многом объясняется прагматичными приоритетами Вашингтона в его взаимоотношениях с Россией, Ираном и Турцией – странах, для которых армянский фактор весьма важен. После снижения интереса к Южному Кавказу со стороны демократической администрации Обамы и «перезагрузки» в российско-американских отношениях в 2009-2010 гг. Армении в настоящее время стало легче проводить сбалансированную политику в отношении России и США. США достаточно спокойно относятся к фактору армяно-российского военно-политического союзничества и факту наличия российской военной базы в Армении. В американского руководства, по всей видимости, есть осознание того, что даже с учетом российского военного присутствия на своей территории Армения способна эффективно сотрудничать США в ее региональной политике, даже в военно-политической сфере и в вопросах безопасности.
Аналогичная ситуация в подходах США к сотрудничеству Армении с Ираном в различных сферах. При этом Вашингтон достаточно внимательно и настороженно следит за развитием армяно-иранских отношений в сфере безопасности, чтобы не допустить транзита вооружений и критических материалов через Армению в Иран. Однако США понимают важность Ирана как второго после Грузии коммуникационного и транзитного партнера Армении, находящейся в условиях блокады со стороны Турции и Азербайджана. Поэтому развитие экономических и энергетических проектов Еревана с Тегераном не вызывают у американской стороны особого беспокойства. Ввиду этого, особых изменений или негативных шагов в американской политике в отношении Армении через призму армяно-иранских или армяно-российских отношений в обозримом будущем также не ожидается.
Армяно-американские отношения и урегулирование региональных конфликтов. В карабахском урегулировании США будут продолжать свою активную деятельность в формате Минской группы ОБСЕ, в тесном контакте с двумя другими сопредседателями – Россией и Францией. Каких либо особых или ускоренных инициатив в данном направлении со стороны Вашингтона в обозримом будущем также не ожидается, все действия США будут направлены на поддержание режима прекращения огня и недопущения возобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта со стороны Азербайджана. Нынешняя ситуация в зоне конфликта вполне соответствует как интересам США, так и России и Франции (представляющей в МГ ОБСЕ также позицию Европейского Союза)
При этом США также будут продолжать оказывать содействие армяно-турецкому процессу, который, хотя и находиться в настоящее время в замороженном состоянии, тем не менее, имеет потенциал для возобновления. Вплоть до июньских парламентских выборов в Турции нельзя ожидать каких либо подвижек, но осенью 2011 г. возможно будут заметны некоторые подвижки в армяно-турецком диалоге, в том числе при поддержке Вашингтона.
Сотрудничество в сфере безопасности и военно-политических отношений. Ожидается некоторая активизация в военно-политических контактах и сотрудничестве в сфере безопасности. После событий 11 сентября 2011 г. Конгрессом США был отменен запрет на предоставление военной помощи и сотрудничества в военной сфере с Арменией и Азербайджаном. После этого США ежегодно предоставляют Армении средства (в среднем в размере от 3 до 5 млн. долларов ежегодно) на военные цели. Средства выделяются в рамках американской программы IMET (International Military Education and Training).
В основном эти средства расходуются на программы военного обучения (в том числе для переподготовки армянских военнослужащих для участия в миротворческих операциях – Косово, Ирак, Афганистан), создания Центра разминирования, языковых и медицинских курсов и т.д. Исключением является лишь закупка средств связи американского производства для использования в интересах вооруженных сил РА. Армения планирует в ближайшие месяцы, уже к осени 2011 г., увеличить свой миротворческий контингент в Афганистане (с 45 до 130 человек, с возможностью увеличения численности армянских миротворцев до 260 человек).
Программы экономического сотрудничества и финансового содействия. Программы финансового и экономического содействия Армении со стороны США также будут продолжены, хотя эта помощь была значительно урезана после внутриполитических процессов в Армении в марте 2008 г., особенно по линии программы «Вызовы тысячелетия – Армения». Данная программа продлится до 30 сентября 2011 г. и к этому времени инвестиции фонда в сельское хозяйство Армении и программы орошения составят примерно 180 млн. долларов. Программы финансового содействия осуществляются и в рамках другим американских программ.
При этом действующий посол США недавно заявила, что финансирование (в том числе по линии программы «Вызовы тысячелетия»), возможно будет возобновлено, «если власти Армении поработают над исправлением недостатков». Скорее всего, речь идет об ожиданиях США по организации парламентских выборов в Армении весной 2012 г. на должном уровне. В случае проведения успешных и получивших хорошую оценку со стороны международных структур выборов финансирование со стороны США, по всей вероятности, будет увеличено.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ЛОГИКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ: ЧТО ОЗНАЧАЕТ АКТИВИЗАЦИЯ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА?[23.09.2013]
- НАГОРНЫЙ КАРАБАХ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕРСПЕКТИВАМ УРЕГУЛИРОВАНИЯ[02.05.2013]
- «АРМЕНИЗАЦИЯ» ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ГРУЗИИ?[28.03.2013]
- О РОЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ: НОВОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ?[10.12.2012]
- ИРАНСКИЙ КРИЗИС И «СИТУАТИВНОЕ» СДЕРЖИВАНИЕ В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ[15.10.2012]
- ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ГРУЗИИ: СТРАНА ПЕРЕД СУДЬБОНОСНЫМ СОБЫТИЕМ[24.09.2012]
- ВИЗИТ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ: ИТОГИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОЯЖА ГОССЕКРЕТАРЯ США ХИЛАРИ КЛИНТОН НА ЮЖНЫЙ КАВКАЗ[27.07.2012]
- АРМЯНО-ГРУЗИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ДИНАМИКА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ[14.02.2012]
- ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРОТВОЧЕСТВА В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ: МИФЫ И РЕАЛИИ[14.02.2011]
- МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ: ТЕОРИЯ СДЕРЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ АССИМЕТРИЧНОЙ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ[04.11.2010]