• am
  • ru
  • en
Версия для печати
05.03.2012

РАЗВИТИЯ ВОКРУГ СИРИИ

РускийEnglish

   

Арташес Тер-Арутюнян

Ситуационное наблюдение

Одним из самых примечательных недавних развитий вокруг Сирии стал определенный сдвиг в позиции России.

Известно, что Сирия имеет важное для российской политики значение на Ближнем Востоке. Именно посредством Дамаска Москве удается обеспечить свое присутствие во многих региональных развитиях, и потеря Сирии всерьез ограничит возможности России на Ближнем Востоке. Следовательно, с марта прошлого года, когда в Сирии начались массовые волнения, а в последние месяцы давление США и их союзников на режим аль-Асада постепенно нарастало, позиция Москвы оставалась неизменной – сохранить status-quo1.

Однако в последние недели в сирийском вопросе в подходе Москвы, как уже отмечалось, наметились определенные сдвиги.

После того как 4 февраля Москва и Пекин воспользовались в Совете Безопасности ООН правом вето в отношении предложенной США, Францией и Великобританией резолюции2, 7 февраля в Дамаск прибыли министр иностранных дел России Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков. Хотя по результатам их переговоров с президентом Сирии Башаром аль-Асадом были обнародованы исключительно официальные формулировки, сам факт, что Москвой в Дамаск были направлены столь ключевые фигуры, свидетельствует о задаче достижения нового решения с аль-Асадом3.

Но если в переговорах с сирийской стороной цели российской стороны не представляют особой тайны – добиться смягчения позиции режима аль-Асада (в пользу этого, в частности, свидетельствует то, что после визита Лаврова и Фрадкова было заявлено, что в ближайшее время в Сирии будет принята новая конституция, которая даст населению более широкие политические права), – то неизвестно, какие цели преследует Москва в переговорах с западными державами. А о том, что такие переговоры ведутся, свидетельствуют не только заявления западных деятелей («понять и объяснить Москве»): для российской и сирийской сторон было бы нелогичным прийти к какой-либо договоренности друг с другом без достижения договоренности с США и их партнерами.

Не случайно, что после визита Лаврова и Фрадкова в Дамаск отправился замминистра иностранных дел Китая Чжай Цзюнь, где он вел переговоры с президентом Сирии. В конце концов, 18 февраля стало известно, что Россия получила приглашение участвовать в намеченном в конце месяца в Тунисе международном форуме под названием «Друзья Сирии», на котором должен обсуждаться вопрос применения новых санкций против режима аль-Асада.

Ключевым показателем развивающейся вокруг Сирии ситуации, конечно же, является подход США и их партнеров или, еще точнее, эволюция этого подхода.

Если смотреть на вопрос лишь в контексте проводимой западными странами информационной политики, то очевидно, что сегодня Сирия находится в первой строке западной повестки. После Ливии западные общества перманентно готовят к изменению режима в Дамаске.

Свержение режима аль-Асадов в Сирии, безусловно, принесет огромные геополитические дивиденды западным странам, и в этом плане самым главным, пожалуй, является усугубление изоляции Ирана. Однако есть и другое обстоятельство: с учетом того, что в двух ключевых странах антисирийской коалиции, Соединенных Штатах и Франции, скоро пройдут президентские выборы, а внешняя политика традиционно была и остается неким шансом для действующего кандидата, для администраций Обамы и Саркози поражение или отступление в сирийском вопросе крайне нежелательно.

Между тем западная коалиция сегодня только увеличивает давление на Дамаск. Некоторые эксперты, учитывая определенные события последних недель, уже говорят, что Запад начал воплощать в жизнь программу свержения Башара аль-Асада.

В начале февраля Соединенные Штаты, Франция, Великобритания и ряд европейских государств вывезли свои дипломатические миссии из Сирии, после чего их примеру последовали все арабские монархии Персидского залива, Ливии и Египта. Примечательно, что после этого официальная Москва выразила свою обеспокоенность: представитель МИД России заявил, что вывоз диппредставительств из Сирии может свидетельствовать о намечаемых военных действиях. Пожалуй, не случайно, что решение о выводе своих представительств из Сирии Запад принял после того, как Россия и Китай применили в Совете Безопасности ООН право вето в отношении сирийской резолюции, что вызвало серьезное недовольство в западных странах.

Следующим примечательным фактом является появление лидера сирийской оппозиции. 16 февраля стало известно, что основное оппозиционное объединение Сирии, Сирийский национальный совет, переизбрал своим лидером Бурхана Галюна, чем и, похоже, завершилась борьба за лидерство в этой структуре. Почти одновременно действующие в Сирии вооруженные оппозиционные формирования заявили, что создают новую консолидирующую структуру, Высший революционный совет, который должен координировать их действия.

В качестве последнего важного показателя отмечаются появившиеся в американских, европейских и израильских СМИ публикации о том, что Пентагон готовится к военным действиям против Сирии, и с этой целью американские беспилотники уже совершают разведывательные полеты над сирийской территорией, а также о том, что в Сирии уже действуют британские и кувейтские отряды особого назначения. Разумеется, возможно, что эти публикации – лишь информационно-психологическое давление на режим аль-Асада, однако если на Западе решили свергнуть действующий в Дамаске режим, то в конечном счете это можно сделать исключительно военным путем, как и произошло в Ливии.

Кстати, на этом фоне примечательно появившееся 12 февраля в Интернете видеопослание нынешнего лидера «Аль-Каиды», в котором он призывает мусульман свергнуть режим Башара аль-Асада.

Выводы

Ситуация в Сирии постепенно дестабилизируется, и сегодня время работает в пользу западных стран. С другой стороны, если рассматривать ресурсы сторон, то преимущество опять же будет на стороне Запада. Следовательно, для США и их партнеров, по крайней мере сегодня, отступать нелогично, и в ближайшее время давление на режим аль-Асада будет только усиливаться.

В таком случае существующих для Башара аль-Асада вариантов, похоже, не так много – продолжать войну или подать в отставку. Однако есть также фактор союзников. Согласно оценке подавляющего большинства международного экспертного сообщества, единственной страной, которая может оказать военную помощь Сирии, является Иран, поскольку в случае как России, так и Китая отношения с Западом сегодня имеют более важное стратегическое значение, нежели сирийский вопрос. Однако, учитывая несоразмерность ресурсов, трудно сказать, насколько эффективной окажется иранская помощь Дамаску.

Следующий важный вопрос заключается в том, откуда можно ждать новостей. Маловероятно, что новость поступит от оси Запад-Сирия: судя по набирающему обороты в Сирии кровопролитию, там пока тупик. Вместо этого вероятно поступление новостей от переговоров России (а может быть и Китая) с Западом.

1 С этой целью Москва даже прибегла к необычному для ее внешней политики шагу – демонстрации силы: российские военные корабли направились в Сирию.

2 Согласно этой резолюции, если в течение 30 дней сирийские власти не прекратят продолжающееся в стране насилие, Совет Безопасности ООН оставит за собой право применить санкции в отношении официального Дамаска. Москва и Пекин заявили, что у них есть опасение, что западные страны используют эту резолюцию СБ ООН для воплощения в Сирии «ливийского сценария».

3 Показателем сдвига в российской позиции в сирийском вопросе является также изменение освещения этой темы в московских СМИ. Если раньше ситуация в Сирии представлялась исключительно в свете «иностранной интервенции», то сегодня чаще можно встретить критику в адрес режима аль-Асада.


Возврат к списку
Другие материалы автора