• am
  • ru
  • en
Версия для печати
01.12.2011

НАПРЯЖЕННОСТЬ ВОКРУГ ИРАНА НАРАСТАЕТ

РускийEnglish

   

Арташес Тер-Арутюнян

4 ноября этого года президент Израиля Шимон Перес выступил с заявлением о том, что в вопросе решения иранского вопроса еврейское государство постепенно склоняется в пользу военного варианта.

За последние несколько лет на фоне нарастания или спада международной напряженности вокруг Ирана было множество заявлений и публикаций о военном решении иранского вопроса. Однако заявление Переса отличается тем, что впервые о военном решении иранского вопроса так прямо говорится на столь высоком официальном уровне, и заявляет об этом президент страны, известной своими военными, разведывательными и дипломатическими возможностями.

Заявление израильского президента, безусловно, свидетельствует о намерении Тель-Авива увеличить давление на Тегеран. Но если было решено о том, что с заявлением такого рода должен выступить глава государства, это может означать, что ситуация вокруг иранского вопроса меняется, причем не только для Израиля. Учитывая связи еврейского государства с Соединенными Штатами и ведущими европейскими государствами и, с другой стороны, важность означенного вопроса в ближневосточных делах в целом, заявление Шимона Переса вряд ли не было заранее согласовано с союзниками или партнерами Израиля.

Ситуативное наблюдение

Ситуация вокруг Ирана начала меняться, причем резко, в октябре этого года.

12 октября вице-президент США Джо Байден заявил, что американские органы безопасности пресекли убийство посла Саудовской Аравии в Вашингтоне Аделя Аль-Джуберии, планируемое двумя агентами Корпуса стражей исламской революции Ирана Мансуром Арбабсияром и Голамом Шокуром1.

Хотя официальный Тегеран опроверг обвинения, уже два дня спустя с заявлением выступил президент Соединенных Штатов Барак Обама, который после телефонной беседы с королем Саудовской Аравии Абдуллой заявил, что США вместе со своими союзниками и партнерами приложат усилия, чтобы Иран «заплатил» за планирование убийства саудовского посла в Вашингтоне.

Ряд событий последующих недель не оставили сомнений в том, что Соединенные Штаты и их союзники оказывают на Иран серьезное дипломатическое, информационное и психологическое давление.

Сначала с громкими публикациями выступили два авторитетных британских периодических издания, известные своими связями в разведывательных и военных кругах Соединенного Королевства.

2 ноября The Guardian со ссылкой на свои источники в Министерстве обороны Великобритании написала, что британские вооруженные силы ускорили работы по подготовке военной операции против Ирана, причиной чему стали новые разведданные о ходе иранской ядерной программы. Согласно этим сведениям, международные санкции не возымели существенного воздействия на ход ядерной программы Ирана, и успехи Тегерана в создании ядерного оружия могут в ближайшие месяцы вынудить США начать военные действия против ИРИ. В этом случае, согласно источникам The Guardian, Вашингтон обратится к Лондону за помощью. Поэтому, как уже отмечалось, британцы решение ускорить подготовку военной операции против Ирана, планируя, что в антииранской военной кампании примут участие ВМС, ВВС и отряды спецназа («ливийский сценарий»).

Примерно через неделю после этой публикации другая лондонская газета, The Daily Mail, выступила с не менее примечательным материалом. 10 ноября газета написала, что источники британского МИДа передают, что до Рождества или по меньшей мере в начале наступающего года Израиль при тыловой поддержке США нанесет удары по Ирану, дабы пресечь продвижение его ядерной программы.

Знаменательно, что накануне публикации The Daily Mail министр иностранных дел Объединенного Королевства Уильям Хаг в британском парламенте заявил, что создание Ираном ядерного оружия приведет к гонке вооружений на Ближнем Востоке, и тогда Саудовскую Аравию и Турцию трудно будет удержать от создания ядерного оружия.

11 ноября с довольно примечательным заявлением по тому же вопросу выступил и министр обороны США Леон Панетта, занимавшего ранее кресло директора Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов. По словам Панетты, военный удар по Ирану может лишь отсрочить его ядерную программу, но не ликвидировать ее, и что такой удар может иметь «непредусмотренные последствия». В связи с заявлением министра обороны США отметим, что здесь важна не его оценка, а то, что Панетта этими своими словами придал некий вес и серьезность публикациям западных СМИ.

Однако слова Хага и Панетты были не единственным «сопровождением» публикаций британской прессы.

Израильские источники написали, что в конце октября с тайным визитом в Тель-Авиве находился начальник генштаба вооруженных сил Великобритании Дэйвид Ричардс, который вел переговоры со своим израильским коллегой Бени Ганцем. А 2 ноября в Лондон отправился министр обороны Израиля Эхуд Барак, встретившийся там с министрами обороны и иностранных дел Объединенного Королевства, а также с руководством британской разведки. В связи с этими визитами израильская газета «Маарив» 3 ноября написала, что Лондон и Тель-Авив обсуждают обстоятельства возможных военных действий против Ирана.

Наряду с вышеупомянутыми публикациями, в конце октября ВВС Израиля совместно с рядом стран НАТО провели учения возле итальянского острова Сардиния, во время которых были испытаны военно-технические возможности израильтян в плане нанесения воздушных ударов из находящихся в Израиле военных баз на довольно внушительное расстояние (около 2500 км)2.

2 ноября на базе «Пальмачим» израильских ВСС была испытана межконтинентальная ракета типа «Иерихон-3», которая, согласно публикациям, может носить боеголовки общим весом до 750 кг (в том числе разделяющиеся) и доводить их до цели на расстоянии до 10 тысяч км. В то же время, 2-3 ноября, на всей территории Израиля были проведены учения противоракетной обороны.

Затем последовал доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), который был представлен Совету безопасности ООН. Согласно опубликованному 8 ноября докладу, с 2008г. Иран добился значительных успехов в деле компьютерного моделирования ядерных взрывов, продолжая работы по созданию ядерного оружия, и сегодня требуется всего несколько месяцев для создания подобного оружия. По оценке специалистов агентства, некоторые испытания, проведенные в иранских ядерных центрах, могут быть нацелены исключительно на создание ядерного оружия, и, наконец, иранские инженеры разработали боеголовки для иранских ракет «Шааб-3».

Тегеран заявил, что доклад МАГАТЭ политизирован. Другое заявление пришло из США: 12 ноября госсекретарь Хилари Клинтон отметила, что в связи с поднятыми в докладе МАГАТЭ вопросами международное сообщество в ближайшее время ждет ответа Ирана. Слова Клинтон отчетливо свидетельствуют, что Вашингтон намерен использовать этого доклад для оказания нового давления на Тегеран.

Наконец, в разворачиваемой вокруг Ирана напряженности особое место заняли еще два события.

12 ноября на одной из баз иранских ракетных войск на расстоянии около 45 км к юго-западу от Тегерана произошел мощный взрыв, в результате которого, по разным данным, погибли 17-35 человек. Среди жертв был также генерал-майор Гасан Могадам, с 1984г. руководивший ракетной программой иранских вооруженных сил. Хотя иранские источники пишут, что взрыв произошел вследствие испытания ракет «Шааб-3»3, американские и израильские СМИ передают, что взрыв был результатом диверсии, организованной «Мосадом».

14 ноября иранские спецслужбы заявили, что им удалось обнаружить и нейтрализовать новый компьютерный вирус Duqu, который, будучи созданным на основе известного вируса Stuxnet, был нацелен на сбор данных о компьютерных программах различных иранских структур, которые в дальнейшем могли быть использованы для осуществления кибер-атаки на эти структуры4.

Выводы

Большинство международных и прежде всего западных авторитетных исследовательских центров считает маловероятным, что в 2012г. США и их союзники начнут военную кампанию против исламской республики. Аргументы следующие:

  • В ноябре будущего года в Соединенных Штатах пройдут президентские выборы, а американская и европейская экономики не в том состоянии, чтобы выделять огромные суммы на инициирование широкомасштабной военной кампании против Ирана.
  • С другой стороны, по «ливийскому сценарию» считается маловероятным, что удастся ликвидировать иранскую ядерную программу, поскольку она довольно масштабна, а иранские вооруженные силы – гораздо боеспособнее.
  • Применение такого сценария в отношении Тегерана оправдает создание им ядерного оружия и осуществление ответных действий (характер которых невозможно полностью спрогнозировать).
  • В случае ответных действий, США и их союзники могут понести такие потери, которые с политической точки зрения будут неприемлемы для действующей администрации Вашингтона в преддверии предстоящих выборов.
  • Ответные действия Ирана приведут к скачку мировых цен на нефть, что может иметь для переживающей тяжелые дни американской и европейской экономики тяжелейшие последствия, и это опять же в преддверии предстоящих выборов.

Но, несмотря на это, на Иран продолжают оказывать серьезное дипломатическое и информационное давление, что должно иметь свои причины и цели.

Это, действительно, может быть обусловлено подвижками в иранской ядерной программе. Но наиболее вероятно, что в основу действий США и их союзников положена ситуация, сложившаяся вокруг Сирии. Не секрет, что Тегеран является гарантом безопасности Дамаска, а сирийский вопрос сегодня занял приоритетное место в политической повестке Запада.

1 Сообщается, что Арбабсияр был задержан еще 29 сентября, а Шокур находится в бегах.

2 Израильские ВВС периодически проводят такие учения, моделируя нанесение воздушных ударов по Ирану. Важно здесь то, что израильские военные самолеты должны суметь в воздухе, дозаправившись с помощью заправочных самолетов топливом, достичь соответствующих иранских объектов, нанести удары и вернуться в Израиль. Отметим также, что указанное расстояние (около 2500 км) – в точности совпадает с расстоянием от Израиля до ирано-афганской или ирано-пакистанской границы. Т.е. на таком расстоянии израильским ВВС удается покрыть всю территорию Ирана.

3 Это несколько сомнительно, поскольку «Шааб-3» (дальность полета – около 2000 км) прошел боевое дежурство в иранских ВВС еще в 2003г. Учитывая, что на месте испытания был также считавшийся «отцом» иранской ядерной программы генерал-майор Гасан Могадам, не нужно исключать, что действительно испытывалась новая ракета.

4 Напомним, что во второй половине 2010г. иранские ядерные объекты подверглись компьютерной атаке под названием Stuxnet, в результате которой, по разным данным, из строя вышли около 3000 иранских центрифуг.


Возврат к списку
Другие материалы автора