• am
  • ru
  • en
Версия для печати
20.06.2011

О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ «АРМЯНСКОЙ ПОЛИТИКИ» ТУРЦИИ

РускийEnglish

   

Рубен Мелконян

Политическая машина Турции время от времени вводит некоторые коррективы в свою «армянскую политику», характер которой, однако, продолжает оставаться враждебным. Текущее развитие событий свидетельствует о том, что в Турции пытаются применить в отношении Армении и Армянства новые тактические методы.

Борьба против международного признания Геноцида армян

Не секрет, что в Турции действует структура, разрабатывающая и проводящая политику борьбы против международного признания Геноцида армян. Однако следует констатировать, что применяемая десятилетиями однотипная политика не всегда была эффективной, что заставляет турецкую политическую машину внести некоторые изменения в свой стиль действий.

Но это не означает, что Турция полностью отказывается от старых методов борьбы против международного признания Геноцида, которые с меньшей интенсивностью, но продолжают применяться и сегодня. Перед каждым 24 апреля делегации турецких дипломатов командируются в различные страны, чтобы пресечь использование нежелательных для Турции терминов или принятие резолюций: высокопоставленные турецкие чиновники, ответственные лица внешнеполитического ведомства выступают с адресованными другим государствам шантажными, подчас даже грубыми заявлениями. В то же время Турция предоставляет серьезные финансовые средства всевозможным наемным историкам, которые выступают со статьями и книгами, опровергающими факт Геноцида армян и пр.

В последнее время Турция, учитывая происходящие в мире и внутри страны процессы, стремится, наряду с «топорными» методами, разработать и проводить более деликатную, гибкую политику, которая зачастую маскируется под «проармянские мероприятия». Вместе с тем отметим, что в сознании некоторых людей в турецком обществе в действительности происходит определенных сдвиг в плане признания факта Геноцида армян, который, однако, турецкая политическая машина пытается направить и управлять по выгодному для себя варианту. В частности, поднялся большой шум, когда в конце 2008г. группа представителей интеллигенции инициировала в Турции акцию «Просим прощения», которая постулировал: «Моя совесть не принимает безразличия и отрицания Геноцида армян, которому были подвергнуты османские армяне в 1915г. Я отрицаю эту несправедливость, разделяю боль и чувства моих армянских сестер и братьев и прошу у них прощения». Это мероприятие затем превратилось в сбор подписей по Интернету, к которому за короткое время присоединились около 30 тысяч людей. Конечно же, это было беспрецедентным в Турции, однако через некоторое время мероприятие было политизировано и сегодня продолжает пусть неявно, но оставаться в арсенале турецкой политической машины. В частности, наряду с широким резонансом на это мероприятие турецкое внешнеполитическое ведомство начало представлять парламентам различных стран аргументации о нецелесообразности резолюций по Геноциду армян, ссылаясь на то, что в Турции уже началось движение с целью устроить очную ставку с историей, и принятие резолюций может препятствовать этому.

Безусловно, превалирующая часть людей, присоединившихся к этому мероприятию и поставивших свою подпись, искренна в своих намерениях и действительно разделяет боль армян, но в то же время следует отметить и другие обстоятельства. Во-первых, один из главных организаторов мероприятия «Просим прощения», известный турецкий публицист Баскын Оран в ответ на звучащие в его адрес обвинения заявил: «Власти Турции должны молиться за наше мероприятие, ибо благодаря этому во всем мире прекратилось принятие резолюций по Геноциду армян». Присоединившийся к сбору подписей другой представитель интеллигенции, Явуз Бингел, недавно еще больше раскрыл скобки, заявив: «В тексте мы не использовали слово “геноцид”, и я никогда не признаю, что в 1915г. имел место геноцид. Все это мероприятие было организовано с тем, чтобы этот вопрос вышел из международной повестки. Я присоединился к нему, чтобы в этом вопросе была поставлена точка, и попросил прощения. Просить прощение – дело несложное».

Другой важный вопрос заключается в том, что просящие прощения одновременно являются ярыми противниками идеи любого вида компенсации и даже в публичных выступлениях заявляют, что никакой финансовой или территориальной компенсации за 1915г. быть не может. Самое большее, Турция может попросить прощения, и этим «вопрос должен быть исчерпан».

Вышеупомянутые развития вполне укладываются в программы турецких властей, и, в том числе поэтому, эти мероприятие проходят без каких-либо препятствий, а это не может быть случайным в стране, где самая невинная акция протеста может быть жестоко подавлена. Т.е. все это происходит с согласия властей и направляется ими, и не случайно, что оппозиционные организаторы этих мероприятий имеют довольно хорошие связи в высших эшелонах турецких властей. Посредством таких мероприятий турецкие власти также ослабляют существующую в некоторых слоях общества напряженность, обусловленную несогласием с государственным подходом в этом вопросе. И самое главное то, что на международной арене определенным образом меняется имидж Турции, и все это делается преимущественно посредством «дворцовых оппозиционеров».

Говоря о происходящих в определенных слоях турецкого общества изменениях в отношении к вопросу Геноцида армян, следует отметить также проводимые уже два года 24 апреля в различных турецких городах памятные мероприятия. Они, разумеется, примечательны и важны, однако следует четко осознать, что число их участников в 75-миллионной Турции почти незаметно. Например, на мероприятии 24 апреля этого года на центральной площади Таксим в Стамбуле собрались всего 300 человек, и в ходе беседы с одним из организаторов этого мероприятия он отметил, что если бы не побоялись, то пришли бы около 2000 человек, т.е. это – максимальное число. Нелишне также заметить, что превалирующее большинство участников таких мероприятий – люди с левоцентристскими политическими взглядами, для которых важны не национальные вопросы, а попрание прав человека и другие общие формулировки.

Сопоставляя факты, можем отметить, что сегодня в Турции изменение сознания в отношении вопроса Геноцида армян происходит не в широких слоях общества, а всего лишь у группы людей, не составляющей серьезной процентной картины. Все это также показывает, что Турция всерьез готовится к столетней годовщине Геноцида армян в 2015г., о чем открыто заявляют высокопоставленные турецкие чиновники.

Вместе с тем следует заметить, что армянская сторона также может получить определенные дивиденды от начавшегося процесса. Например, наряду с процессом «изменений» в Турции заметна серьезная утечка информации, печатаются книги и факты, которые до сих пор были закрытыми: наша задача – фильтруя, использовать их в наших интересах.

В контексте борьбы против международного признания Геноцида армян сегодня в политической повестке Турции начинает занимать важное место также вопрос «вбивания клина» в отношения Армения-Диаспора. В частности, министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу поручил своим послам в различных странах максимально тесно работать с армянскими структурами Диаспоры, даже присутствовать на антитурецких по своей сути мероприятиях и пытаться продвигать турецкие тезисы и, самое главное, попытаться вбить клин в отношениях Армения-Диаспора. Наряду с закулисными шагами Турция осуществляет также некоторые публичные действия, последним из которых было заявление Эрдогана на весенней сессии ПАСЕ о том, будто Армения боится Диаспоры и поэтому проводит такую жесткую политику в отношении Турции. Кстати, такие заявления для Эрдогана не новы: ранее он заявлял, что Армения является заложницей Диаспоры. Применяя методы дезинформации, Турция пытается создать искусственные проблемы и барьеры между Арменией и Диаспорой. Однако печально, что нашедшая место в турецкой прессе дезинформация или целенаправленная ложь зачастую просто переводятся и без профессиональной фильтрации оказываются в армянских СМИ, и мы фактически попадаем в турецкую информационную западню.

«Стабильный рост» армянофобии в Турции

Существует множество фактов, свидетельствующих о растущих в Турции антиармянских настроениях, и естественно, что эти настроения играют определяющую роль также в политических процессах. Согласно результатам последних социологических опросов, 73% населения Турции относится к армянам крайне отрицательно. Несмотря на вышеотмеченные поверхностные изменения, сегодня в Турции доминирует шовинистическая истерия, которую можно встретить в различных сферах общественно-политической жизни.

24 апреля 2011г. в одной из турецких воинских частей, расположенных в окрестностях провинции Сасун, был убит военнослужащий, армянин Севак Балыкчын. Сразу распространилась официальная точка зрения, будто причиной смерти Севака была неосторожность одного из его однополчан. Однако другие источники свидетельствуют, что убивший армянина турецкий солдат был членом молодежного крыла радикально-националистической группировки «Серые волки», и, по всей вероятности, Севак стал очередной жертвой пантюркистов.

Приближающиеся в Турции парламентские выборы заставляют политических деятелей также ужесточить шовинистическую риторику, нацеленную на повышение их авторитета среди избирателей. Именно в этом контексте следует рассматривать то, что ни в один список политических партий не были включены кандидаты армянского происхождения. Напомним, что в Турции долгое время обсуждался вопрос вероятности включения кандидатов-армян, однако высокая степень царящей в турецком обществе армянофобии заставила политические силы воздержаться от такого шага, который во время выборов напрямую сказался бы на их авторитете.

В последнее время в центре внимания международных СМИ и политических деятелей оказался памятник, несколько лет назад установленный в Карсе и символизирующий так называемую армяно-турецкую дружбу. Премьер-министр Эрдоган в своей предвыборной кампании назвал этот памятник ужасным и приказал демонтировать его. Однако этот шаг турецкого премьера отнюдь не был обусловлен его эстетическими вкусами. Отметим, что до скандального заявления Эрдогана этот памятник был известен малому числу людей, и премьер-министр Турции, принеся известность памятнику, сделал его инструментом политических технологий. Критикуя якобы символизирующий армяно-турецкую дружбу памятник, Эрдоган удовлетворил шовинистические страсти проживающих в Карсской области азербайджанцев. Дело в том, что в преддверии парламентских выборов правящая партия «Справедливость и развитие» ведет определенную борьбу для привлечения на свою сторону электората партии «Националистическое движение», поэтому ей необходимо включить в свою предвыборную кампанию и явные шовинистические оттенки. Можем констатировать, что шовинистический оттенок кампании ПСР обеспечила именно шумиха, поднятая вокруг этого памятника.


Возврат к списку
Другие материалы автора