• am
  • ru
  • en
Версия для печати
09.11.2016

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИРАНА В СЕНТЯБРЕ 2016Г. (обзор и анализ основных событий)

English

   

Роман Карапетян
Преподаватель кафедры международных отношений и дипломатии ЕГУ

Хотя руководители внешней политики Ирана не вполне довольны тем, как конфронтирующие стороны выполняют требования ядерного соглашения, однако прогресс в расширении экономических связей ИРИ очевиден Европейцы уже подсчитали первые положительные результаты ядерного соглашения: объемы товарооборота между Ираном и Евросоюзом увеличились почти вдвое и в первом полугодии 2016г. достигли $5.1 млрд., на 43% превысив показатель за тот же период прошлого года. Однако эти цифры не могут удовлетворить иранскую сторону, поскольку указанные показатели были обеспечены благодаря увеличению объемов экспорта нефти в Европу, тогда как в других отраслях экономики прогресс сильно замедляется. Из европейских стран Швеция, Албания и Греция станут новыми покупателями иранской нефти, а Нидерланды делают первые действенные шаги в направлении развития сотрудничества с Ираном в банковской сфере. Как передают официальные иранские источники, страна близка к досанкционным показателям экспорта нефти. Эти показатели можно будет обеспечить благодаря основным покупателям иранской нефти – Китаю и Индии, которые также собираются инвестировать иранскую нефтепромышленность.

Иран-Запад. Основной темой диалога с Западом продолжает оставаться вопрос выполнения ядерного соглашения. Официальный Тегеран не упускает повода заявить, что выполняет предусмотренные соглашением обязательства, однако другие страны-участники соглашения либо медлят, либо не выполняют своих обязательств. 14 сентября с трехдневным официальным визитом в Брюссель прибыл вице-президент Ирана, гендиректор МАГАТЭ Али Акбар Салехи. Иранский чиновник встретился с верховным комиссаром ЕС по иностранным делам Федерикой Могерини. Стороны обсудили вопросы выполнения ядерных соглашений, а также вопросы региональной безопасности и стабильности.

Весьма примечательные развития были зафиксированы в отношениях между Ираном и Великобританией. В начале сентября Объединенное Королевство озвучило обвинения в адрес внешней политики иранской стороны на Ближнем Востоке. В ответ представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми заявил, что Великобритания должна более трезво оценить ситуацию в регионе и давать правильные оценки. Всего через четыре дня после этого инцидента обе страны повысили уровень дипломатических отношений – от временного поверенного в делах до Чрезвычайного и Полномочного посла.

5 сентября с официальным визитом в Тегеран прибыл спикер Национального собрания Франции Клод Бартолон. Он встретился со своим иранским коллегой, президентом Ирана, руководителем совета национальной безопасности ИРИ и другими высокими чиновниками. Стороны обсудили вопросы развития двусторонних отношений, отметив, что самым важным вопросом в этом направлении будет задействование существующих договоров. Бартолон также подчеркнул высокую роль Ирана в вопросе обеспечения безопасности и стабильности региона.

Позже шеф иранской разведки Махмуд Алави посетил Берлин, где вместе со своим немецким коллегой обсудил вопросы совместной борьбы с терроризмом. Стороны договорились приложить единые усилия в деле обнаружения террористических группировок. Но в то же время можно констатировать, что политические отношения с Германией все еще не регулируются, что обусловлено израильским фактором: ранее Германия несколько раз заявляла, что основным предусловием развития отношений с Ираном является признание Израиля исламской республикой. В предстоящем месяце ожидается встреча высоких руководителей двух стран.

Одним из важных событий стала 71-я сессия Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Она была достаточно результативной для иранской дипломатии, поскольку была представлена возможность с самой высокой трибуны говорить об основной озабоченности исламской республики. В своем выступлении президент Роухани обвинил сверхдержавы в ситуации на Ближнем Востоке, назвав ее следствием неправильного политического управления. Роухани встретился с президентами Великобритании, Франции, Швеции, Норвегии, Болгарии, Японии. Основными темами обсуждений были вопросы двусторонних отношений, региональной безопасности. Президент ИРИ встретился также с шестеркой стран, подписавших ядерные соглашения. В ходе встречи Федерика Могерини заявила, что Иран и страны шестерки полностью выполняют свои обязательства, о чем свидетельствуют три доклада МАГАТЭ. Что же касается ракетных испытаний Ирана, то, по ее словам, они не нарушают ядерное соглашение, хотя и не исходят из императива стабилизировать ситуацию в регионе и нарушают некоторые резолюции Совета безопасности ООН.

Несмотря на это, в Соединенных Штатах усиливаются разговоры об аннулировании ядерного соглашения. Во время пребывания в США Роухани дал интервью одному из центральных телеканалов страны. Он отметил, что кто бы ни заменил Барака Обаму на посту президента США, он не может пересмотреть ядерное соглашение. Иранская тема продолжает оставаться в повестке предвыборной борьбы кандидатов в президенты США. Если Дональд Трамп обвиняет Обаму в мягкой политике в отношении Ирана, то Хилари Клинтон не только поддерживает идею восстановления отношений с Ираном, но и одобряет ядерное соглашение. Более того, во время первых теледебатов кандидатов в президенты кандидат-демократ гордилась, что внесла свой вклад в заключение этого соглашения, а также предупредила Трампа, что нетерпимое отношение к Ирану может привести к новой войне в регионе.

В середине сентября авиация США нанесла удары по правительственным силам Сирии, а потом Госдеп заявил, что они были нанесены по ошибке. Официальный Тегеран в связи с этим заявил, что США нанесли эти удары умышленно, а духовный предводитель страны отметил, что США близки к окончательному провалу на Ближнем Востоке.

Иран-регион. Продолжается заочный конфликт Иран-Саудовская Аравия, включающий три основных вопроса: политика, проводимая на Ближнем Востоке и в мусульманском мире; контроль над объемами добычи нефти и стабилизация цен; вопросы организации паломничества в Саудовской Аравии. Что касается первого вопроса, то Иран продолжает обвинять Саудовскую Аравию в дестабилизации обстановки в Ираке, Сирии и Бахрейне, призывая Лигу арабских государств заняться ею. С целью стабилизации международных цен на нефть Саудовская Аравия требует у Ирана сократить каждодневные объемы добычи нефти до 3,1 млн. баррелей, тогда как Иран, в свою очередь, требует у Саудовской Аравии сделать первый шаг в этом направлении, сократив объемы добываемой нефти до пяти млн. баррелей вместо нынешних почти 11 млн. Стороны пока не приходят к общему знаменателю также в вопросе организации паломничества иранцев в Саудовскую Аравию. В гибели множества паломников, в том числе 464 иранцев в результате зафиксированной в 2015г. давки, Тегеран обвиняет Эр-Рияд, тогда как тот не только не признает свою вину, но и отказывается усилить меры безопасности.

Ирану удается развивать политическое сотрудничество с другим государством региона – Турцией. В Нью-Йорке Роухани встретился со своим турецким коллегой. Эрдоган высказал мнение, что две державы региона должны вместе урегулировать основные проблемы, восстановить стабильность в регионе, в частности, в Сирии и Ираке. После 71-й сессии Совбеза ООН руководитель иранского МИД Джавад Зариф нанес незапланированный визит в Анкару. Здесь он за закрытыми дверями встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Зариф встретился также с премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом. Как сообщают иранские официальные источники, главным результатом встречи была договоренность двух стран о прекращении военных действий в Сирии, была достигнута также договоренность по оказанию гуманитарной помощи Сирии.

26 сентября с официальным визитом в Тегеран прибыл руководитель сирийского парламента Хадия Аббас. Он встретился со своим иранским коллегой Али Лариджани, президентом Роухани и советником духовного предводителя Ирана по международным вопросам Али Велайети. Основной темой обсуждения сторон, естественно, была ситуация в Сирии и шаги, предпринимаемые по ее урегулированию. Руководитель парламента Сирии обвинил Турцию, Саудовскую Аравию и Катар в сложившейся ситуации, призвав держаться подальше от Сирии.

Иран-Армения. 19 сентября с официальным визитом в Иран отправился заместитель министра иностранных дел РА Шаварш Кочарян. В ходе встречи с представителями иранского МИД стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в сферах энергетики, транспорта и транзита. Обсуждался также вопрос увеличения объемов экспорта иранского газа в Армению. Стороны сообщили, что планируется довести ежедневные поставки газа в Армению до 6 млн. кубометров. Посол РА в Иране Арташес Туманян 25 сентября встретился с главой Палаты торговли, промышленности, рудников и сельского хозяйства Ирана Хосейном Шафеи. Стороны обсудили развитие сотрудничества в банковской и страховой сферах, а также вопросы, касающиеся таможенного, налогового и торгового режимов. Шафеи подчеркнул роль Армении в деле развития отношений Иран-ЕАЭС.

Другие направления внешнеполитической повестки Ирана. Была зафиксирована некоторая активность в экономических отношениях Иран-Россия. Стороны обсудили вопрос транзита иранских кораблей по Волге, что может стать дополнительным стимулом в развитии экономических связей Ирана не только с Россией, но и с Европой. Иран и Россия подписали договоры о сотрудничестве в банковской сфере. Стороны договорились также осуществлять товарооборот в национальной валюте. Следует отметить также, что страны достигли такой договоренности еще в 2013г., однако прогресс в этом направлении все еще не зафиксирован.

До участия в сессии Генеральной ассамблеи ООН президент Ирана Хасан Роухани с официальным визитом отправился в ряд стран Латинской Америки. Первой остановкой была Венесуэла, где 17-18 сентября проходил годовой саммит руководителей Движения неприсоединения. Роухани встретился со своим венесуэльским коллегой Николасом Мадуро. Президенты обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в энергетической и, в частности, энергетической сфере. Стороны договорились совместить усилия в Организации стран-экспортеров нефти и в вопросе стабилизации международных цен на нефть. Следующая остановка Роухани была на Кубе, где он встретился с президентом Кубы Раулем Кастро и Фиделем Кастро. Стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества (в частности, в сфере здравоохранения).

Однако латиноамериканское турне президента Ирана не понравилось Вашингтону. Авторитетное американское издание Foreign Affairs пишет, что Иран намеревается укрепиться в тылу США, и предлагает Белому дому предотвратить развитие экономических связей между Ираном и странами Латинской Америки. Напомним, что несколько месяцев назад турне по ряду стран Латинской Америки совершил также министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф.

Нет каких-либо положительных сдвигов во взаимоотношениях Иран-Израиль. После сокращения ядерных и замораживания военных программ Иран всячески старается привести Израиль в поле исследования МАГАТЭ. Во время 60-го ежегодного саммита МАГАТЭ глава организации по атомной энергии ИРИ Али Акбар Салехи в своем выступлении отметил, что организация должна провести мониторинг ядерных программ Израиля.


Возврат к списку
Другие материалы автора