• am
  • ru
  • en
Версия для печати
07.09.2016

ЗАПУСК ПРОЦЕССА ОТМЕНЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИРАНУ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ОСИ ИРАН-АРМЕНИЯ-ГРУЗИЯ-РОССИЯ

English

   

Роман Карапетян
Факультет международных отношений ЕГУ, к.и.н.

В современных международных политических процессах интеграционные многосторонние платформы – самые быстро развивающиеся направления, давно доказавшие свою эффективность. В каспийском-черноморском регионе уже два десятилетия действует платформа подобного сотрудничества в виде оси Турция-Грузия-Азербайджан. Эта действующая по направлению восток-запад платформа, изначально охватывающая экономический, а теперь также политический и стратегический формат сотрудничества, довольно быстро развивается, вызывая беспокойство у региональных и сопредельных стран. Не секрет, что оно непосредственно вредит региональным политико-экономическим интересам России, напрямую направлено против Армении, а явное усиление турецкого фактора в регионе неизбежно раздражает Тегеран.

В этих условиях более актуальным и срочным становится вопрос формирования новой региональной оси, основными сторонами-мишенями которой становятся Иран и Россия, а Армения и Грузия в основном рассматриваются в качестве промежуточных или посреднических сторон. Очевидно, что в оси Иран-Армения-Грузия-Россия главными действующими лицами будут две отмеченные страны, которые имеют достаточно ресурсов и потенциала для формирования этой платформы. Хотя о формировании регионального сотрудничества в данном формате многократно говорилось и в Тегеране и в Москве еще с 1990-ых годов, однако реальных шагов в этом направлении не предпринималось.

Интересы сторон, основные задачи формирования оси

По нашему мнению, одна из основных стран, заинтересованных в формировании этой оси, – Иран, который может стать основной движущей силой последней. Иран, будучи богатым энергетическими ресурсами государством, в первую очередь должен искать альтернативы в плане многочисленности энергетических рынков. С другой же стороны, у Ирана есть задача улучшить пути связи в направлении Европы и обратно, а эта ось может создать прекрасные возможности с точки зрения выхода через черноморские порты в этом направлении. Фактически, эта ось может подготовить хорошую основу для Ирана в плане развития платформы дальнейшего сотрудничества Иран-Кавказ-Европа, а также энергетических и транспортных путей коммуникации в том же направлении.

У Ирана есть также традиционные интересы в регионе Южного Кавказа. Учтем и тот факт, что у Армении и Грузии есть довольно долгая история совместного существования в рамках одного государства вместе с Ираном. С другой стороны, развитием сотрудничества с христианскими странами региона Иран пытается приобрести имидж толерантности, тем самым подчеркивая свою значимость в вопросе диалога христианской и мусульманской цивилизаций. Не секрет также, что Иран нервно реагирует на увеличение влияния тюркских стран в регионе. Поэтому у Ирана также есть определенная задача по удержанию Грузии от дальнейшего углубления сотрудничества с Турцией и Азербайджаном и ее переориентированию на альтернативное сотрудничество по оси Иран-Армения-Грузия. В этом отношении примечательны слова дипломатического представителя Ирана во время встречи с послом РА Г. Хосроевым в октябре 1998 г. в Тбилиси: «… Грузия безосновательно удостаивает Азербайджан большого внимания. Она должна сфокусировать свой взгляд на Армении и Иране и развивать трехстороннее сотрудничество с ними».

Республика Армения, находясь в довольно плотной экономической блокаде, является одной из основных заинтересованных сторон в формировании этой оси. Не секрет, что отношения со всеми тремя странами оси также имеют стратегическое значение для Армении. Если сотрудничество с Грузией в основном имеет экономическое значение, то сотрудничество с Ираном и Россией обладает также мощными политическими аспектами, а в случае с Россией –

и военный компонент. Формирование этой платформы сотрудничества позволит Армении не только выйти из регионального отчуждения, но и решить определенные политические задачи.

Россия – самый крупный экономический партнер Армении, объемы торговли с которым за последние годы доходят до $1,4 млрд. Несмотря на довольно скромный товарооборот с Арменией1, Организация развития торговли Ирана рассматривает Армению как первоочередного торгового партнера2. Две страны имеют довольно развитые темпы сотрудничества в сферах энергетики и коммуникации. Действуют две линии высоковольтной электрокоммуникации, в настоящем строится также третья. На реке Аракс была построена совместная электростанция, сейчас на этапе постройки третья новая станция с большей пропускной способностью. Действует газопровод Иран-Армения. Также много еще не осуществленных программ и нереализованных возможностей. К их числу, в первую очередь, можно прибавить программу по строительству железной дороги Иран-Армения, обсуждения вокруг которой стартовали еще с 1995 года. Еще одна программа предполагает строительство нефтепровода Тебриз-Мегри и нефтеперерабатывающего завода в Мегри. Мы уверены, что в случае реализации этих проектов не только увеличится значимость Армении в регионе, но и создадутся большие возможности для формирования обсуждаемой оси. В 2015 г. после вступления в Евразийский союз официальный Ереван также на постоянной основе предложил, чтобы эта структура сформировала свободные торговые отношения с Ираном. В случае осуществления этой идеи для Армении откроются достаточно широкие возможности, поскольку она единственное континентальное связующее звено между Ираном и странами ЕАЭС.

Грузия, используя свою географическую позицию и сложившуюся политическую ситуацию в регионе, оказалась в наиболее благоприятном положении. Транзитная значимость Грузии в энергетической программе восток-запад и программе транспортной коммуникации очень высока. Несмотря на то, что Грузия в своей внешней политике выбрала западный путь развития, она попыталась сформировать хорошие отношения также с силовыми центрами региона, в том числе с Ираном. Основная помеха для развития экономических отношений между двумя странами – отсутствие общей границы. Связь между ними в основном осуществляется через территорию Турции, что создает дополнительные сложности. Торговля между Грузией и Ираном достигла наивысших объемов в середине 1990-ых, однако со второй половины девяностых уже был зарегистрирован резкий спад, вплоть до $10 млн. Это было обусловлено в первую очередь развитием сотрудничества Грузия-Турция и Грузия-Азербайджан, а затем углублением западной ориентации Грузии.

В регионе у Армении и Грузии есть одна основная общность: обе находятся в зависимости от внешних энергоносителей. Грузия производит лишь 18% от своих энергетических потребностей. В энергетической сфере попытки сотрудничества в трехстороннем формате Иран-Армения-Грузия предпринимались еще с 1990-ых. Во время обсуждений строительства газопровода Иран-Армения грузинская сторона не исключала, что может присоединиться к нему, однако уже в 2000г. Грузия подписала с Азербайджаном долгосрочный договор об импорте газа. Зимой 2006 г., когда вследствие аварии надолго вышел из строя газопровод, идущий из России в Грузию, Грузия удовлетворила свою потребность в газе посредством импорта из Ирана. В январе президент Грузии Саакашвили объявил, что Грузия проявляет интерес к присоединению к новому газопроводу Иран-Армения, предлагая даже расширить его объемы и экспортировать по этому пути газ в Европу. Но при осуществлении этой программы выявились экономические и политические проблемы. Грузия предлагала решить финансовые вопросы программы за счет внешних инвестиций, в то время как Иран был против. С другой стороны, Иран находился под экономическими санкциями Запада, и трудно представить, чтобы Саакашвили осмелился бы до конца идти против западных интересов, учитывая выбранный его страной путь западной интеграции. Ранней весной 2016г. Грузия, Иран и Армения были близки к достижению окончательной договоренности вокруг строительства газопровода Иран-Армения-Грузия, однако окончательное решение не состоялось по причине подписания нового договора о поставках газа между Грузией и Азербайджаном.

Думается, что формирование этой площадки сотрудничества может иметь наибольшую политическую значимость для России. Во-первых, этим ослабится влияние Турции в регионе, вместо которой усилится российский фактор. У России достаточно теплые отношения с Ираном, однако их экономический аспект довольно слаб. Со второй половины 2014г. была замечена определенная активность, направленная на развитие экономической связи. В частности, ожидается десятикратное увеличение товарооборота с нынешних $1,5 млрд. до $15 млрд. Однако фактом в том, что серьезных сдвигов в экономических отношениях Иран-Россия до сих пор не зарегистрировано. Считаем, что развитие отношений по обсуждаемой оси может придать новые импульсы развитию отношений между ними.

Современное состояние сотрудничества

Сложно утверждать, что сотрудничество в предлагаемом формате имеет перспективы развития в ближайшем будущем, однако, с другой стороны, есть определенные основы для его динамического развития. В настоящем действуют двусторонние отношения Иран-Армения, Иран-Грузия, Иран-Россия, Армения-Грузия, Армения-Россия и определенные программы и механизмы трехсторонних отношений Иран-Армения-Грузия, Иран-Армения-Россия.

Для формирования предлагаемой оси важно, чтобы существующие форматы двусторонних и трехсторонних отношений перешли в четырехсторонний формат. Конечно, в настоящем есть также договоры о четырехсторонних отношениях, однако они охватывают очень мало сфер и направлений. В частности, в декабре 2015г. в Ереване между Арменией, Ираном, Россией и Грузией был подписан меморандум о сотрудничестве в области энергетики. Планируется до 2018г. построить линию электропередачи Армения-Грузия мощностью в 400 КВТ. Также планируется до 2021г. довести мощность взаимных потоков электроэнергии до 700 МВТ. В середине апреля текущего года в Ереван прибыла делегация во главе с министром энергетики Ирана Хамидом Читчианом. Ответственными лицами в области энергетики Армении, России и Грузии в Ереване был подписан четырехсторонний договор о сотрудничестве в этой сфере. Была составлена дорожная карта реализации программ, объединяющих энергосистемы этих четырех стран.

Основные помехи формирования оси и внешние факторы

Считаем, что основные помехи в формировании этой оси связаны с грузинским фактором. Грузия представила серьезную заявку по вопросу о членстве в Европейском союзе и НАТО, следовательно, она не захочет обострять отношения с несколькими недоброжелательно настроенными к Ирану государствами, которые имеют право решающего голоса в этих структурах. Вступление Грузии в НАТО может как серьезно навредить геополитическим и геоэкономическим интересам Ирана, так и смешать карты в регионе. Как для США, так и для их основного регионального союзника – Турции, не выгодно укрепление и усиление позиций Ирана в регионе. А то, что формирование этой оси приведет именно к этому, представить не сложно. Чтобы понять политику США в регионе, достаточно привести отрывок из выступления в Конгрессе США в 1998г. разработчика стратегии США по вопросам постсоветских стран Строуба Тэлботта о Южном Кавказе: «Мы продолжаем удерживать региональные страны от развития тесных взаимоотношений с Ираном. Более того, мы не позволим какой-либо стране региона занять положение политического или экономического гегемона. Мы продолжим работать со всеми странами Кавказа, чтобы предотвратить рост влияния Ирана в регионе».

Следующая основная помеха состоит в том, что среди стран оси между Россией и Грузией есть политические разногласия. После грузино-южно-осетинской войны 2008г. дипломатические отношения между этими странами до сих пор заморожены.

Начало процесса отмены международных санкций против Ирана как новая движущая сила формирования оси

Новым стимулом для формирования и развития предлагаемой оси сотрудничества стало начало процесса отмены международных санкций против Ирана. Напомним, что еще в 2005г., когда Иран активизировал свои программы по ядерному обогащению, к нему были применены международные санкции. Для ведения переговоров с Ираном по ядерным вопросам в июле 2015г. была организована «Шестерка» (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия). В результате переговоров Иран обязался заморозить свои программы по ядерному обогащению по крайней мере на десять лет и сократить мирные ядерные программы, отдав их под надзор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В конце года МАГАТЭ зарегистрировало, что Иран исполняет возложенные обязательства, в результате чего была снята часть санкций против Ирана. Иран получил возможность владеть своими замороженными зарубежными активами размером в $107 млрд., $29 млрд. из которых – сразу, и начал ежедневно экспортировать до 0,5 млн. баррелей нефти. Однако США и ЕС сохранили те санкции, которые касаются продажи оружия Ирану, как и тем гражданам Ирана, которые подозреваются в нарушении прав человека и поддерживании связи с террористическими группировками.

Фактически, если в прошлом руки и Армении и Грузии с Россией были как-то связаны, то теперь помехи по этой части устранены. В настоящее время сложилась хорошая возможность развивать существующее сотрудничество, поднять его на качественно новый уровень. По нашему мнению, для достижения этой цели нужно предпринять следующие основные шаги:

- Урегулировать политические разногласия между Россией и Грузией,

- В предусмотренный период призвать к жизни существующие договоренности,

- Запустить абхазскую железную дорогу, что придаст новый импульс развитию торговли между странами оси,

- Призвать к жизни программу постройки железной дороги Иран-Армения,

- Развивать политические отношения Армении с Ираном и Грузией,

- Развивать ось сотрудничества Иран-Армения-Россия.

1 Объемы торговли между Арменией и Ираном приняли большие размеры в середине 1990-ых гг., достигнув во второй половине девяностых $400 млн. В начале 2000-ых был зарегистрирован определенный спад, а в последние годы уже восстановился предыдущий высокий показатель.

2 Иран имеет торговые отношения с 200 странами мира, из которых лишь 40 рассматривает в качестве первостепенных рынков или партнеров.


Возврат к списку
Другие материалы автора