• am
  • ru
  • en
Версия для печати
15.05.2014

КЕСАБСКИЕ СОБЫТИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ЕРЕВАНА

РускийEnglish

   

Ваграм Овян
Эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»

Неожиданное вторжение боевиков со стороны Турции в находящийся на турецко-сирийской границе армянонаселенный Кесаб 21 марта 2014г.1 и его захват вновь приковал внимание армянских СМИ и научно-экспертного сообщества на сирийский кризис и в этом контексте – на вопросы безопасности сирийского армянства.

В результате нападения армянское население Кесаба почти полностью было эвакуировано в Латакию. Во время нападения боевикам содействовали также турецкие вооруженные силы. Об этом свидетельствует тот факт, что военный самолет, поддерживающий сирийские правительственные силы в борьбе с боевиками, был сбит турецкими силами.

Вооруженное нападение на армянонаселенный Кесаб сразу же вызвало эмоциональную реакцию общественности Армении и Диаспоры, в основе которой лежат несколько причин. Армянские населенные пункты (в частности, армянонаселенные кварталы Алеппо) и раньше были ареной военных действий: армяне несли человеческие и материальные потери. Однако происходившие ранее военные действия не были направлены конкретно против сирийской армянской общины или ее части. Армянская община, находясь в общей ситуации военных действий, страдали в той мере, в какой мирное население или другие граждане Сирии.

Следующая причина – древнейшая, уникальная и богатая армянским колоритом субкультура Кесаба. Своим наличием она обогащает как армянскую диаспору в целом, так и армянскую общину Ближнего Востока (еще конкретнее, Сирии) в частности. Следовательно, потеря Кесаба станет большим ударом для армянства.

Еще одна причина – неожиданность развернутых в Кесабе военных действий. За три года сирийского кризиса, благодаря своему географическому расположению (на периферии), Кесаб не стал ареной военных действий. Более того, из горячих точек конфликта армяне переезжали сюда и находили здесь прибежище, поскольку здесь было сравнительно спокойно.

Наконец, кесабские события полностью раскрыли непосредственную вовлеченность Турции в сирийский конфликт. Если раньше, несмотря на определенные фактические основания, об участии Турции все-таки говорилось предположительно, больше подчеркивалось ее косвенное участие в дестабилизации Сирии, то после кесабских событий никто (во всяком случае, среди армян) больше не сомневается, что Турция является одной из непосредственных сторон сирийского конфликта. Об этом свидетельствует не только нападение боевиков на Кесаб, проникших в город со стороны турецкой границы, и артиллерийская поддержка, оказываемая им турецкими регулярными вооруженными силами, но и дальнейшие военные действия, в которых сирийская армия стремится освободить Кесаб от боевиков. Как показывают военные действия, военное вмешательство Турции проявляется в следующем:

  • Вооруженные группировки из территории Турции проникают в Кесаб, пополняя ряды сражающихся здесь боевиков, а также поставляя им оружие и боеприпасы. Между тем турецкие пограничники обязаны пресекать это. Более того, полагаем, боевикам удается проникать в Кесаб не только благодаря тому, что находящиеся у турецко-сирийской границы турецкие вооруженные силы просто позволяют им делать это: без содействия турецких ВС это было бы невозможно.
  • За все время военных действий находящиеся на турецко-сирийской границе турецкие армейские подразделения с помощью артиллерии содействуют сражающимся против сирийских правительственных войск боевикам. Без этой поддержки они не смогли бы оказывать продолжительное сопротивление сирийским правительственным силам.
  • Раненых в ходе боев боевиков в оперативном порядке доставляют на территорию Турции для оказания медицинской помощи.

Именно в результате этой действенной поддержки сирийским правительственным силам все еще не удается освободить Кесаб, и боевые действия продолжаются.

Мотивы нападения

Чем было обусловлено неожиданное распространение боевых действий, в том числе на Кесаб? Это, пожалуй, главный вопрос, связанный с кесабскими событиями, к которому приковано внимание армянских журналистов, ученых, экспертов, общественных и политических деятелей. Мнения по этому вопросу можно разделить на две группы:

1. рассматривающие вопрос в рамках традиционной турецкой армянофобской политики;

2. рассматривающие вопрос в контексте трехлетнего сирийского конфликта и геополитических развитий.

Сторонники первого подхода рассматривают нападение на Кесаб как очередное умышленное антиармянское действие или враждебный шаг Турции. Это нападение даже связывают с Геноцидом армян, рассматривая как его продолжение. В том же контексте говорится также о том, что Турция ставит перед собой задачу избавиться от армянских общин Ближнего Востока (в частности, Ливана и Сирии). Согласно этим мнениям, армянские общины Ливана и Сирии являются головной болью для Турции, поскольку они, будучи незамутненными носителями западно-армянской культуры и цивилизации, долгое время (уже несколько поколений) смогли сохранить свою национальную идентичность2. Кроме того, они представляют головную боль для Турции в плане международного признания и осуждения Геноцида армян, последовательных и ревностных усилий по решению Армянского вопроса. Следовательно, нейтрализация армянских общин Ливана и Сирии особо важна для Турции в плане ее внешней политики и международного положения в целом. В этом контексте нападение на Кесаб и его захват рассматриваются как действия Турции, направленные на ослабление армянской общины и, в перспективе, ее полную ликвидацию.

Некоторые же эксперты нападение на Кесаб связывают с 100-летием Геноцида армян как средство борьбы против процесса его международного признания.

Не отрицая факт антиармянской политики Турции, ее стремления ослабить армянскую диаспору, тем не менее, считаем должным отметить, что вышеупомянутые трактовки нападения на Кесаб в определенной степени преувеличены. В частности, речь идет о головной боли, которую представляют для Турции армянские общины Ближнего Востока. Несмотря на факт сохранения национальной идентичности в течение довольно длительного периода времени (несколько поколений), у армянских общин Ближнего Востока нет того потенциала, который может причинить Турции серьезное беспокойство. В частности, в плане человеческих3, финансовых, экономических и иных ресурсов армянские общины Ливана и Сирии несопоставимы с армянскими общинами США, России, Франции, Украины и Грузии. Для сравнения отметим, что если в Ливане проживает около 70-80 тысяч армян, а в Сирии до начала нынешнего сирийского конфликта проживало почти столько же армян, то в России, США и Франции численность армян достигает соответственно 2,5 млн., 1,2 млн. и 450 тысяч человек. Армянские общины Ближнего Востока с течением времени постепенно слабеют и исчерпывают себя, что связано с различными факторами, главным из которых, на наш взгляд, является неспокойная региональная ситуация, проявляющаяся в виде внутренних и внешних конфликтов4. Подтверждением тому, например, Египет, армянская община которого сегодня стоит на грани полного исчезновения. Вследствие нынешнего сирийского кризиса за три года численность армянской общины сократилась почти наполовину. Поэтому у Турции нет надобности с целью ослабления и нейтрализации армянских общин Ближнего Востока прибегать к каким-то особым действиям: они и без того слабеют и исчерпывают себя5.

Кроме того, страны Ближнего Востока и, в частности, Сирия и Ливан, не имеют на международной арене того веса и влияния, наличие сильных армянских общин в которых могло стать причиной серьезной головной боли для Турции. Во всяком случае, с точки зрения политического веса и влияния их не сравнить с США, Россией, Францией и другими странами, где деятельность армянских лоббистских структур действительно является головной болью для Турции и почти всегда держит ее в напряжении.

Думается, необоснованно также обусловливать нападение на Кесаб приближением 100-летием Геноцида армян, поскольку хотя бы в сугубо пропагандистской плоскости оно должно иметь диаметрально противоположное воздействие и раскроет истинное лицо Турции.

Другая группа комментаторов рассматривает вопрос в контексте сирийского конфликта и геополитических развитий. Казалось бы, все эти комментарии обоснованы и содержат зерно истины. Считаем целесообразным ниже вкратце представить факторы, которыми объясняется нападение на Кесаб:

  • Фактор алавитов. Этот фактор объясняет нападение на Кесаб изменением тактики повстанцев и содействующих им сил. Дело в том, что провинция на севере Сирии Латакия, в которую входит Кесаб, имеет многочисленное алавитское население и является «цитаделью» сирийских алавитов. Семья Асадов также родом из Латакии. Повстанцы, видя, что в ходе трехлетних боев в Алеппо, Дамаске, Хомсе и других районах не могут добиться успеха, решили поменять вектор борьбы – ударить по «цитадели» алавитов Латакии, захватить ее и таким образом нейтрализовать один из главных форпостов режима Асадов. А Кесаб имеет расположение стратегической значимости. Завладев Кесабом, повстанцы могут развить успех, оккупировав всю провинцию Латакия.
  • Фактор обеспечения боевикам выхода к морю. Создание морских путей сообщения существенно поспособствует усилению повстанцев, сражающихся против сирийских правительственных сил. Это обеспечит для них возможности поставок оружия, боеприпасов и других военных принадлежностей, пополнения численности и пр.
  • Туркменский фактор. В соседней с Кесабом провинции Латакия проживает многочисленное туркменское население, которое, согласно Г.Язычяну, за исключением своего наименования, больше ничем (язык, обычаи и пр.) не отличается от турок. Так что нападение на Кесаб преследует цель активизировать туркменский элемент, а также увеличить влияние Турции на него. Этот вопрос определенным образом связывают с Крымскими событиями. Потерпев полное фиаско в деле активизации крымских татар, над которыми она хотела усилить свое влияние, Турция пытается компенсировать его посредством сирийских туркмен.
  • Фактор российской системы противовоздушной обороны. В Латакии размещены российские радиолокационные станции ПВО. В комментариях, связывающих нападение на Кесаб с этим фактором, подчеркивается желание Турции уничтожить эти станции. После Кесаба боевики проникнут в Латакию и ударят по ним.
  • Фактор стремления к доминированию в Средиземном море. Такой подход также связывает вопрос с крымскими событиями. Присоединение Крыма к России усилило ее военные позиции в Черном море за счет Турции. Этот провал Турция пытается компенсировать утверждением своего возможного доминирования в Средиземном море, на что было направлено нападение на Кесаб.
  • Газовый фактор. В последнее время в бассейне Средиземного моря (в восточных районах) были обнаружены огромные запасы газа. Естественно, Турция не может не притязать на эти огромные запасы энергоносителя. Нападение на Кесаб комментируется также с этой точки зрения: завладев Кесабом, Турция усиливает свои позиции на востоке Средиземного моря, чтобы без труда завладеть также запасами обнаруженного газа.
  • Фактор внутриполитической ситуации в Турции. Вопрос связан с прошедшими в Турции выборами в органы местного самоуправления. Дискредитированному в преддверии выборов всевозможными коррупционными скандалами Р.Эрдогану для поднятия рейтинга своей партии необходима была маленькая победная война на внешнем фронте. Нападением на Кесаб Р.Эрдоган пытался, играя на национальных чувствах турецкой общественности, поднять свой рейтинг.

Придавая наибольшую важность, в частности, первому фактору, тем не менее, считаем, что нападение на Кесаб было обусловлено совокупностью всех вышеперечисленных факторов или большинства из них.

Возможные развития

Дальнейшая судьба кесабских армян обусловлена исходом боев за Кесаб. Если сирийской армии удастся в ближайшем будущем освободить Кесаб, то армяне, несмотря на понесенные значительные материальные потери (грабеж, разрушения), вернутся в места своего проживания.

Однако даже в этом случае кесабское армянство не сможет в дальнейшем быть застрахованным от подобных нападений и повторения нынешней ситуации, особенно если учесть, что обусловливающие нападение на Кесаб факторы и в дальнейшем будут играть роль в мирных сирийских и международных процессах. Следовательно, в случае возвращения кесабских армян сирийские власти и международное сообщество с целью обеспечения их безопасности должны приложить усилия для исключения повторения подобных инцидентов. Для решения этой задачи существуют два варианта: либо сирийские власти после освобождения Кесаба посредством армии должны существенно усилить этот участок турецко-сирийской границы, чтобы в дальнейшем были исключены возможности подобного нападения, либо должна воплотиться в жизнь озвученная во время переговоров Католикоса Великого Дома Киликийского Арама Первого и генерального секретаря ООН Пан Ги Муна идея о создании вокруг Кесаба демилитаризованной зоны, где военные действия будут исключены.

А если сирийской армии не удастся в ближайшем будущем освободить Кесаб, то, полагаем, возвращение кесабских армян в места своего проживания будет довольно проблемным по двум причинам. Во-первых, в случае длительного продолжения военных действий применение, в частности, тяжелой военной техники (артиллерии, авиации) принесет Кесабу большие разрушения, в результате которых возвращение армян в дальнейшем станет если не невозможным, то, по крайней мере, крайне затруднительным. Во-вторых, если военные действия затянутся, кесабское армянство волей-неволей успеет обосноваться в других местах (в том числе, за пределами Сирии), в результате чего дальнейшее возвращение в Кесаб также будет крайне затруднено. В сложившихся обстоятельствах самым удобным вариантом спасения кесабских армян является организация их репатриации в Армению.

1 Кесаб – приморский поселок городского типа на севере Сирии, где проживает около 2000 армян. Имеет также примыкающие армянские села – Сев ахбюр, Гарадуран, Тюзахач и пр. Кесаб – один из древнейших армянских населенных пунктов на Ближнем Востоке. Армяне обосновались здесь еще со времен Тиграна Великого (95-55гг. д.н.э.).

2 В отличие от армянских общин других регионов мира (Америка, Европа, СНГ или постсоветское пространство), процессы ассимиляции которых происходят намного быстрее.

3 Речь идет о численности общин.

4 Помимо этого фактора, важное значение имеет исламская среда, сравнительно плохие экономические условия и пр.

5 См. Овян В., Трансформация армянской диаспоры: вызовы и возможности, аналитический журнал «Глобус, 2013г., #5, сс. 43-47.

«Глобус» аналитический журнал, номер 4, 2014

Возврат к списку
Другие материалы автора