
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ ТУРЦИИ
«ГЛОБУС» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, номер 8, 2018
Ваграм Овян
Секретарь Научно-экспертного совета НОФ «Нораванк», старший эксперт Арменоведческого центра
Армянская община Турции сегодня стоит перед рядом серьезнейших вызовов. Продолжающиеся десятилетиями угрозы духовной и физической безопасности привели к катастрофическому сокращению численности армянства в этой стране. Это явление, присущее в целом армянским общинам Ближнего и Среднего Востока, приводит к их ослаблению и распаду. Если в 1960-х гг. численность армянства Турции составляла около 200 тысяч человек, то в начале 21-го века в стране насчитывалось около 80 тысяч армян. Процесс сокращения общины, к сожалению, продолжается, и если его не остановить, то она будет полностью ликвидирована. А это негативно скажется на армянах, по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, будет нанесен тяжелый удар западноармянской цивилизации, поскольку, несмотря на все проблемы, армянство Турции и, в частности, Стамбула, было и остается общиной, создавшей западноармянскую культуру.
- Здесь издаются три армяноязычные газеты («Жаманак», «Нор Мармара», «Акос»), на страницах которых не только сохраняется, но и развивается западноармянский язык. Помимо вестей, издаются также публицистические, литературные и другие материалы;
- В Стамбуле, несмотря на множество трудностей, продолжает процветать западноармянская литература. Наряду с произведениями писателей прошлого, издаются также произведения современных авторов, что свидетельствует о наличии жизнеспособной армянской общины, призванной развивать западноармянскую литературу в нынешние сложные времена;
- В Стамбуле на западноармянском языке издается также арменоведческая литература,
В Турции продолжает оставаться жизнеспособной также армянская культура. Действуют множество творческих коллективов, обеспечивающих культурную жизнь армянства этой страны;
Стамбул (Константинополь) до Геноцида был центром западноармянской общественно-политической, культурной жизни. Сегодня, пожалуй, по инерции, эти традиции продолжаются. Неслучайно в этом городе действует армянская типография «Арас», что еще раз свидетельствует о наличии там армянской письменности.
Одним словом, несмотря на сокращение численности, литературная, научно-культурная жизнь в армянской общине Турции продолжается, тем самым продолжая «питать» западноармянскую (и армянскую вообще) цивилизацию. Между тем, сокращение численности может положить конец также этой жизни, что будет серьезнейшим ударом по Диаспоре и по армянству в целом.
Вторая проблема, связанная с сокращением численности армянства Турции, – судьба Константинопольского армянского патриаршества. В случае такого сценария один из четырех патриарших престолов Армянской Апостольской церкви окажется в статусе «пастыря без паствы». Турция в этом смысле уподобится Индии, где есть армянские церкви и владения, но нет общины.
Экономические трудности и их последствия
Армянской общине Турции в целом присущи вызовы, стоящие перед Диаспорой и, в частности, армянскими общинами Ближнего и Среднего Востока. Тем не менее у местных армян есть и проблемы, обусловленные локальными особенностями. Некоторые из них имеют организационный характер – например, невозможность избрания нового патриарха и общинных советов в Стамбуле, невозможность получения духовного образования.
Армянская община испытывает также материальные (финансовые) трудности. Они отрицательно сказываются, в частности, на деятельности образовательных учреждений, которые периодически встают перед проблемой дефицита бюджета и вынуждены восполнять его посредством пожертвований.
Несмотря на экономические трудности Турции, эта проблема по большому счету обусловлена ограничением возможностей по использованию общинного имущества. Помимо того, что большинство церковного имущества все еще конфискованно государством, есть также объективные и иные препоны в плане эксплуатации земель, находящихся в распоряжении общины. Между тем, их использование (в основном сдача в аренду) является источником больших доходов для общинных структур.
Недавно перед такой проблемой встал Районный совет Саматии (Стамбул). Руководство села Вагыф пожертвовало ему обширную земельную территорию. Однако эта территория объявлена зеленой зоной, где запрещено проводить строительные работы. Между тем, сдача в аренду построенных на этой территории зданий могла бы принести совету значительные доходы. Выходит, что, с одной стороны, пожертвовав земли Районному совету Саматии, государство, с другой стороны, не разрешает посредством этих земель обеспечить доходы. Пройдя по всем инстанциям турецкой судебной системы, Районный совет теперь оспаривает этот вопрос в Европейском суде по правам человека1.
В последний период в вопросе возвращения конфискованного церковного имущества заметны некоторые подвижки. В предыдущей статье говорилось о признании Кассационным судом Турции права собственности Константиновского Армянского патриаршества в отношении дома Санасарянов2. Была зафиксирована также еще одна победа: после трудной шестимесячной борьбы Министерство обороны Турции в судебном порядке вернуло Общинному совету Ортагюха обширные земельные территории. Эту территорию Общинный совет намерен застроить, после чего сдавать здания в аренду, тем самым обеспечив доходы для общины3.
Хотя армянским общинным структурам удается вернуть часть конфискованного общинного имущества, тем не менее в этом вопросе ситуация далека от удовлетворительной. Во-первых, многие земли, как было отмечено выше, все еще остаются конфискованными, перспективы их возвращения туманны. Кроме того, как показывают немногие примеры возвращения имущества, этот процесс длительный, сложный и мучительный. Судебная волокита затягивается годами. Неслучайно эти проблемы решаются в самых высоких инстанциях судебной системы – в Кассационном суде или в Европейском суде по правам человека.
В предыдущих публикациях отмечались препоны в вопросе возвращения государственного имущества турецким государством, одна из которых – сложные и длительные судебные процессы4. Если власти Турции искренни в вопросе возвращения конфискованного имущества армянской общине, то для этого есть более легкие правовые пути, например, пожертвование или продажа по символическим ценам. Игнорирование этих правовых путей и затягивание решения вопроса посредством длительной судебной и бюрократической волокиты свидетельствуют о том, что провозглашенная турецкими властями политика возвращения армянского (христианского в целом) церковного имущества продолжает носить в основном формальный характер с целью показать миру, что Турция якобы «демократическое» государство, «заботящееся» о своих национальных (религиозных) меньшинствах.
Как бы там ни было, материальные трудности являются дополнительной причиной раскола для армянства Турции. Возникает социальная поляризация между армянскими общинами Стамбула. Богатым кварталам удается решать свои проблемы и в некоторой степени помогать также бедным. Тогда как бедные кварталы продолжают страдать из-за нехватки материальных средств.
Для решения этой проблемы стамбульские армяне продвигают идею создания единого бюджета, которая в целом сводится к следующему: доходами всех армянских общинных советов должно распоряжаться патриаршество – для удовлетворения их нужд.
Эта идея, однако, вызывает столкновение интересов богатых и бедных общинных советов. Бедным выгодно пользоваться возможностями общего бюджета. Тогда как богатые не желают делить свои доходы с бедными общинами и лишаться возможности распоряжаться ими по своему усмотрению. Это противоречия четко проявляются в работах учрежденного 10 лет назад в Стамбуле совета, объединяющего общинные структуры. Этот совет, вместо того чтобы стать площадкой скоординированной работы, больше выступает как клуб нездоровых споров, что ставит под сомнение необходимость его существования.
1 Սամաթիա այս կիրակի կը բանա մատաղօրհնութիւններու եղանակը, Նոր Մարմարա, հոկտեմբերի 26 (В Саматии в это воскресенье начнется благословение жертвоприношений – матаха, «Нор Мармара», 26 октября, на арм.яз.).
2 См. Հովյան Վ., Թուրքիայի հայ համայնքի ներկա դրության շուրջ, «Գլոբուս», 2018, թիվ 7 (Овян В., О современном положении армянской общины Турции, «Глобус» 2018, #7, на арм.яз.)
3 См. Օրթագիւղի Թաղային Խորհուրդի երէկուան մամլոյ ասուլիսը, Նոր Մարմարա, սեպտեմբերի 26, 2018թ. (Вчерашняя пресс-конференция Общинного совета Ортагюха, «Нор Мармара», 26 сентября, 2018г.: на арм.яз.).
4См. Հովյան Վ., Եկեղեցական գույքի վերադարձման խնդիրը՝ որպես հայոց պահանջատիրության բաղադրիչ, Հայկազեան հայագիտական հանդես, 2015, թիվ 35 (Овян В., Проблема возвращения церковного имущества как компонент Армянского вопроса // Арменоведческий журнал «Айказян», 2015, #35, на арм.яз.).
Возврат к списку
Другие материалы автора
- О НЫНЕШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ ТУРЦИИ[26.09.2018]
- АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА СИРИИ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД[07.09.2018]
- АРМЯНСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ США: НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ[19.07.2018]
- ОБ ИНТЕГРАЦИИ РЕПАТРИАНТОВ[29.06.2018]
- ФОРУМЫ АРМЕНИЯ-ДИАСПОРА – ПЛАТФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ПОВЕСТКИ[11.05.2018]
- АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ[20.04.2018]
- ПОЛИТИКА ИРАНА В ОТНОШЕНИИ НАУЧНОЙ ДИАСПОРЫ[16.03.2018]
- ИЗ ГРЕЧЕСКОГО ОПЫТА САМООРГАНИЗАЦИИ ДИАСПОРЫ[25.01.2018]
- О НАУЧНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ США[24.10.2017]
- ВОПРОСЫ АРМЯНО-ГРЕЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ДИАСПОРЕ[17.07.2017]