
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ АРМЕНИИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РА И НКР
И Москва, и Брюссель, дипломатично и витиевато заявляющие о непротиворечии процессов интеграции Армении в Европейский и Таможенный cоюзы, тем не менее, дают понять, что в пакетах документов, необходимых для подписания Арменией Соглашения об ассоциации с ЕС и вступления ее в Таможенный cоюз, могут, а скорее всего, и имеются, причем, не в единичном формате, непреодолимые противоречия, которые фактически ставят РА и НКР перед дилеммой судьбоносного для армянских республик выбора.
Действительно, формально вопрос не стоит «или/или», однако кардинальная проблема заключается в том, что Армения должна будет определиться с выбором основного вектора своей интеграции, в то время как дополнительный вектор политического и, в первую очередь, экономического сотрудничества будет формироваться уже по остаточному принципу.
Вместе с тем сейчас, похоже, сложилась ситуация, когда Москва и Ереван не очень-то понимают даже взаимную реакцию на интеграционные устремления Армении. Как представляется, это вызвано, в частности, двумя ключевыми расхождениями.
Во-первых, в настоящее время практически невозможно повторение ситуации 90-х и начала 2000-х годов, когда военную безопасность Армении обеспечивала Россия, а в экономической и политической сферах была очень высока роль Запада. Изменилась как ситуация в экономике и политике этих стран и центров силы, так и сама Россия, ее геополитический вес: Москва сейчас воспринимает союзнические отношения исключительно как единый военно-политический и экономический комплекс.
Во-вторых, Армения рассматривает подписание Соглашения об ассоциации с ЕС как очередной шаг по укреплению своей комплементарной внешней политики, а Москва – тоже как шаг, но на первую ступеньку эскалатора, став на которую, у Еревана будет уже мало шансов «соскочить», и Армения неминуемо будет выведена в положение союзника и партнера Евросоюза – то есть, что бы там ни говорили дипломаты и политики, геополитического если и не противника, то конкурента России.
Исходя из этого, Россия, видя, как проевропейский акцент в настроениях если и не большинства экспертного сообщества Армении, то по крайней мере большинства его медиа-активных представителей только усиливается, резко активизировала свою политику в отношении РА сразу по нескольким направлениям. Ею, в частности:
- интенсифицированы переговоры по всем находящимся на разной стадии осуществления совместным проектам в военно-политической и военно-технической сферах;
- осуществлены поставки Вооруженным Силам Азербайджана наступательного тяжелого вооружения на сумму около $1 млрд., о которых было сообщено в июне с.г. Это, с одной стороны, обозначило процесс маркетизации ее отношений не только с Баку, но и со своим военно-политическим союзником в регионе – Ереваном, а с другой – усилило зависимость Армении от военно-технической, а еще больше – военно-политической поддержки РФ в армяно-азербайджанском противостоянии.
Россия – далеко не единственный, но один из основных поставщиков оружия в Армению и Азербайджан. Сам факт продажи большой партии оружия Россией – сопредседателем Минской группы ОБСЕ, которая занимается урегулированием Нагорно-Карабахского конфликта, Группы, которая остается приверженной мирному пути урегулирования, – предоставляет много возможностей всем желающим поупражняться в дипломатической, и не только, риторике, но от этого ситуация не изменится: в регионе гонка вооружений началась уже давно. И усиленно вооружала и продолжает вооружать Азербайджан не только Россия, но и Турция – кстати, тоже член той же МГ ОБСЕ.
Но в этом случае Россия – член Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) поставляет оружие Армении, которая также входит в ОДКБ, и Азербайджану – государству-не члену этой Организации, которое находится в состоянии войны с Арменией. Правда, согласно Статье 2 Договора о коллективной безопасности, «государства – участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции», и не более того.
Как схожие примеры в мировой практике можно привести продажу вооружения и военной техники (ВиВТ) странами-членами НАТО Турции – государству-члену Альянса, и Кипру, который в НАТО не входит, и часть территории которого оккупирована той же Турцией.
А Великобритания и США свое время активно вооружали Пакистан – своего союзника по блоку СЕАТО (South-East Asia Treaty Organization, 1955-1977гг.), и его военного противника – Индию в периоды между эскалациями многолетнего конфликта, вводя эмбарго на поставку оружия обеим сторонам во время возобновления полномасштабных боевых действий (Вторая кашмирская война, 1965г. и Третья индо-пакистанская война, 1971г.).
Для Москвы это тоже «два в одном»: и бизнес, и политика.
Бизнес:
- она не теряет платежеспособный Азербайджан как рынок для своего вооружения и военной техники;
- загружает мощности своего военно-промышленного комплекса (ВПК) – не только по производству, но и по гарантийному и постгарантийному обслуживанию, ремонту, модификационному переоборудованию, поставке комплектующих, боеприпасов и т.п.
- получает дополнительные финансовые дивиденды от обучения операторов современных систем оружия и т.д.
Политика:
- усиливает свои позиции:
- в военно-техническом (как минимум) сотрудничестве с Азербайджаном;
- по всему спектру военно-технического, военно-политического и военно-экономического сотрудничества с Арменией. После поставок в Азербайджан оружия на $1 млрд., ожидается перевооружение и модификация имеющегося ВиВТ как на 102-й российской военной базе в РА, так и в Вооруженных Силах Армении. В частности, уже объявлено о начале осуществления программы широкого довооружения ВВС РА боевыми самолетами. Кроме того, часть вооружения, военной техники, снаряжения и комплектующих будет произведено на предприятиях ВПК Армении. Понятно, что перевооружение и модификация вооружения будут вестись с учетом текущих потребностей и расширенного ассортимента техники, поставленного или планируемого к поставке в Азербайджан;
- Россия усиливает свое военное и политическое присутствие в регионе Южного Кавказа в целом: проведены последовательные визиты в Армению Секретаря Совета Национальной безопасности РФ Н.П.Патрушева (23-25 июня с.г.) и Генерального секретаря ОДКБ Н.Н. Бордюжи (26-27 июня с.г.), в ходе которых был подписан целый ряд документов и запущено несколько проектов, способствующих не только усилению двухстороннего военно-технического и военно-политического сотрудничества, но и росту региональной значимости Армении.
В частности, в Армении будет создана региональная инфраструктура армяно-российских совместных запасов – «АрмРосгосрезерв». Актуальность этого проекта обусловливается повышением продуктивности и уровня военно-промышленного сотрудничества между Арменией и Россией, он позволит решать важнейшие задачи обеспечения безопасности Армении, в первую очередь, экономической, но будет иметь также и региональное значение, поскольку его инфраструктура предназначена, в основном, для накопления резервов гражданского назначения (продовольствия, техники и т.п.).
В ходе визита Секретарь Совета Национальной безопасности РА А. Багдасарян и Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа подписали протокол, состоящий из 20 пунктов, и предусматривающий углубление взаимодействия по ряду направлений в рамках ОДКБ – как двустороннего, так и многостороннего характера. Предполагается создание:
– специальных спасательных подразделений;
- механизмов взаимодействия между органами полиции, постоянного диалога между специальными службами и правоохранительными органами;
- новых совместных предприятий в сфере военной промышленности.
Кроме того, в контексте принятого в рамках ОДКБ решения о создании Войск Организации будут сформированы Коллективные ВВС – из подразделений ВВС Армении и ВВС 102-й российской военной базы. В их задачи войдет обеспечение:
- переброски воинских группировок в тот или иной регион в случае проведения операций со стороны ОДКБ;
- воздушной защиты операций ОДКБ.
А в целом, коллективные ВВС ОДКБ будут служить поддержкой вооруженным силам государств-членов организации во время защиты их суверенитета и территориальной целостности.
В ходе визита обсуждались также вопросы дальнейшего усиления и модернизации ВВС РА, авиационной компоненты 102-й российской базы в г.Гюмри, модернизации и переоснащения системы ПВО Армении.
* * *
В настоящее время основой военной безопасности РА являются:
- Вооруженные Силы Республики Армения и Армия обороны НКР;
- членство в ОДКБ, и в первую очередь военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с РФ, размещенные на территории РА 102 российская военная база и войсковая группа «Армения» погранвойск ФСБ РФ;
- наличие, поддержание в высокой функциональной готовности и постоянное совершенствование комплекса инженерно-технических сооружений (ИТС) вдоль линии противостояния в зоне Нагорно-Карабахского конфликта.
В то же время, как в конце 19 века констатировал император Александр III: «У России только два верных союзника – ее армия и флот», так и у Армении, по большому счету, их тоже только два – это Вооруженные Силы Республики Армения и Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики. И на шахматной доске длинной партии Карабахского конфликта эти две фигуры имеют определяющее значение.
Август, 2013г.
«Глобус» аналитический журнал, номер 8, 2013
Возврат к списку
Другие материалы автора
- ИРАН: ОПЫТ ОБХОДА САНКЦИЙ[01.07.2015]
- РЕИНКАРНАЦИЯ ГУАМ?[04.09.2014]
- АРМЕНИЯ ПОСЛЕ ВИЛЬНЮССКОГО САММИТА: БОРЬБА «ЗА СЕРДЦА И УМЫ» ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ[20.03.2014]
- ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ ГРУЗИИ В СЕНТЯБРЕ-НОЯБРЕ 2013Г.[23.12.2013]
- ТУРЦИЯ: АГОНИЯ СВЕТСКОГО УКЛАДА[31.07.2013]
- ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ КИРГИЗИИ И УКРАИНЫ (ОЖИДАНИЯ И ОПАСЕНИЯ)[03.06.2013]
- РОССИЯ-ТУРЦИЯ: УСИЛЕНИЕ НЕПРЯМОГО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ[25.02.2013]
- ГРУЗИЯ: ПОПЫТКА МАНЕВРИРОВАНИЯ В УЗКОЙ КОЛЕЕ[14.01.2013]
- ГАЗ ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ[20.12.2012]
- НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВОКРУГ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА[02.08.2012]