• am
  • ru
  • en
Версия для печати
09.06.2011

РАЗВИТИЯ В ИРАНЕ

РускийEnglish

   

Севак Саруханян

Внутриполитические развития в Иране заметно активизировались. Разногласия между духовным лидером страны Али Хаменеи и президентом Махмудом Ахмадинежадом очевидны уже и в публичном пространстве.

Противоречия между Хаменеи и Ахмадинежадом не новы: в течение последних нескольких лет о них писалось и говорилось достаточно много, однако только в апреле-мае 2011г. противоречия углубились настолько, что привели к резкому обострению отношений. Поводом к этому стало то, что президент Ирана 17 апреля отстранил от должности министра информации (безопасности) исламской республики Гейдара Мослехи. Основанием для отставки стало нескрываемое недовольство и противодействие попыткам президента Ахмадинежада и руководителя его администрации Эсфандияра Машаи установить тотальный контроль над работой Министерства информации.

Согласно представленному Э.Машаи проекту реформирования Министерства, из подчинения министра предполагалось вывести управление по бюджетированию и планированию и перевести его под непосредственный контроль президента. Это означало, что президент и его администрация начали бы полностью контролировать все функции, которыми занимается министерство, глава которого, как правило, всегда был подотчетен духовному лидеру Ирана и никогда не находился в непосредственном подчинении президенту. В результате могла сложиться ситуация, когда, согласно процитированным на одном из иранских сайтов словам Гайдара Мослехи, «мы каждый раз должны спрашивать у президента, заниматься или нет тем или иным вопросом безопасности нашего государства или нет. Это для нас недопустимо».

Отметим, что Министерство информации, выполняющее в Иране функции Министерства национальной безопасности, в сфере внутренней и внешней безопасности действует абсолютно независимо от Корпуса стражей исламской революции, где началась активная политическая карьера действующего президента. Интересы этих двух структур часто сталкивались: Корпус стражей по своим функциям пытался заменить Министерство информации, стремясь установить контроль над сферами внешней и внутренней разведки.

Программа реформирования президента Ахмадинежада может «обезглавить» Министерство экономики и изменить сформировавшееся после исламской революции в сфере обеспечения национальной безопасности Ирана равновесие между деятельностью различных структур. Это и вызвало недовольство Гайдара Мослехи и привело к его отставке. Инициированное Али Хаменеи восстановление Мослехи на должности министра информации показало, что духовный лидер страны также выступает против попыток президента.

В результате, с 22 апреля по 1 мая президент Ирана закрылся в своем доме, проигнорировав заседания правительства и встречу в Хоме с духовным предводителем. 1 мая М.Ахмадинежад принял своего «духовного советника», депутата меджлиса Мортеза Ага-Техрани и других депутатов, которым, по словам Ага-Техрани, президент сказал: «Рахбар дал мне время, я должен либо признать переназначение (Мослехи – С.С.), либо подать в отставку». В тот же день президент распространил послание, в котором отметил, что решения духовных властей обязательны для него и всех государственных мужей. 2 мая президент уже пришел на заседание правительства, на которое не явился переназначенный на свою должность министр информации Мослехи. На следующем заседании правительства Мослехи уже присутствовал, что означает, что президент принял и выполняет требование духовного лидера страны. Однако политический кризис в Иране этим не исчерпывается, что обусловлено несколькими обстоятельствами,

Первое. Как в дни отсутствия Ахмадинежада, так и после этого Али Хаменеи участвовал в ежедневных обсуждениях вопросов управления страной. Последние недели он почти ежедневно проводит встречи, выступает с заявлениями по экономическим, внутри- и внешнеполитическим вопросам. Это может свидетельствовать о том, что он готовится к возможной отставке Ахмадинежада и взятию на себя обязательств по текущему управлению страной.

Второе. Хоть и президент в своем послании высказал раскаяние, вопрос его импичмента находится на стадии предварительного обсуждения в парламенте Ирана. Предусматривается, что М.Ахмадинежад предстанет перед парламентом страны и ответит на вопросы, после чего в повестку может быть включен вопрос его отставки. Под требованием о проведении такого «допроса» уже подписались 90 депутатов, большинство из которых представляют лагерь радикальных консерваторов, а это говорит о том, что такая инициатива, по всей вероятности, исходит из Хома. Примечательно, что Ахмадинежад уволил министра информации 17 апреля, но первые подписи под циркулирующим в меджлисе требованием были поставлены 3 апреля, т.е. за две недели до обострения отношений Ахмадинежада и Хаменеи, что, в свою очередь, говорит о том, что отставка министра информации была лишь поводом для разворачивания действий против президента Ахмадинежада.

Третье. Сегодня против Ахмадинежада начали выступать также те, кто ранее поддерживал его. А его духовный отец аятолла Язды даже заявил, что «идти против воли рахбара – святотатство и шаг против Всевышнего».

Очевидно, что отставка президента сегодня многим в Иране кажется более чем возможной, и поэтому над осуществлением такой перспективы в ближайшие месяцы в стране будут работать почти все – от оппозиции до настроенных против президента консерваторов. Причем против Ахмадинежада и его окружения выдвигаются самые разные обвинения. Некоторые члены меджлиса обвинили президента во внешнеполитическом слабоволии, поскольку он, вместо того чтобы содействовать шиитам Бахрейна, говорит о солидарности «шииты-сунниты». С такими же обвинениями выступил и бывший руководитель Высшего совета национальной безопасности Ирана Х.Рухани.

В начале мая сотрудники Министерства информации арестовали людей из непосредственного окружения руководителя администрации президента Машаи, предъявляя им самые разные обвинения. В частности, близко стоящий к президенту Ахмадинежаду Абас Кафари был обвинен в занятиях метафизикой и связях с джинами. Несмотря на несерьезность обвинений, следует отметить, что религиозные взгляды М.Ахмадинежада многие называют чересчур радикальными и странными: его ежедневное ожидание пришествия Махди стало в Иране, в том числе среди религиозных деятелей, одной из самых обсуждаемых тем. Некоторые не колеблясь называют взгляды президента даже сектантскими, однако очевидно, что не эти взгляды являются причиной кампании, которая началась против него. Антипрезидентская кампания в Иране может иметь несколько причин, из которых отметим две основные.

Влияние арабских процессов

Поднявшаяся в арабском мире революционная волна дошла и до Ирана, но была временно подавлена государством. Однако очевидно, что это подавление носит временный характер, поскольку антиправительственное движение в Иране в начале 2012г., за несколько месяцев до намеченных парламентских выборов, получит новый размах. Следует помнить, что активное оппозиционное движение в Иране зародилось во время президентских выборов 2009г. и было направлено именно против действующего президента. Трансформация движения из антипрезидентского в антисистемное происходит сегодня довольно активно, что может в 2012г. нанести серьезный удар как государству, так и власти. В таком случае, ударяя по президенту, в том числе объявляя ему импичмент, консервативные силы страны отделяют себя от него, пытаясь утихомирить возможное в 2012г. антиправительственное революционное движение и избежать повторения арабского сценария. В данном случае можно сказать, что срабатывает принцип «мавр сделал свое дело, мавр может уйти».

Вопрос 2013г.

Хотя до президентских выборов 2013г. есть еще 2 года, консерваторы и духовные власти Ирана сегодня обязаны довести до минимума возможности М.Ахмадинежада в вопросе выбора и представления его замены, До сих пор президенты Ирана не имели возможности такого выбора, однако действующий президент отличается от своих предшественников определенными важными качествами. В отличие от них, Ахмадинежад пользуется поддержкой большинства офицерского состава Корпуса стражей исламской революции, имеет крепкие связи с радикально-консервативным духовенством, благодаря экономическим реформам добился установления серьезного контроля над крупными промышленными, нефтяными и банковскими секторами и пытался «захватить» также Министерство информации, делая свое влияние в стране почти абсолютным.

В последнее время в Иране часто обсуждали притязания близкого Ахмадинежаду человека, его родственника и руководителя администрации Машаи на должность президента. Если бы нарастание власти Ахмадинежада шло прежними темпами, такая перспектива могла бы казаться осуществимой, хотя Машаи не пользуется поддержкой духовенства и считается слишком светским, прагматичным и преследующим узко экономические интересы деятелем. Лишится ли М.Ахмадинежад должности или нет – сказать сегодня трудно, однако очевидно, что имя следующего президента Ирана назовет не он.


Возврат к списку
Другие материалы автора