• am
  • ru
  • en
Версия для печати
20.01.2011

STRATFOR О СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗВИТИЯХ В 2011 ГОДУ

   

Сергей Гриняев

12 января текущего года был опубликован прогноз компании STRATFOR о геополитических развитиях в предстоящем 2011 году. Одним из важнейших, руководящих принципов, определяющих по версии STRAFOR общий облик 2011 года, станет предстоящая в 2012 году череда избирательных кампаний, которая приведет к смене правящих элит в трех важнейших игроках мировой политики – США, КНР и России. Возникающие в этой связи неопределенности и будут определять динамику событий в 2011 году.

Мы предлагаем вниманию наших читателей обзор по материалу STRATFOR, который сосредотачивается на видении экспертами американской компании ситуации в мире в целом и в России в частности.

STRATFOR указывает, что одним из важнейших вопросов в 2011 году станет вопрос об Ираке, так как США официально обязаны завершить вывод войск из Ирака к концу 2011 года. Это событие, которое может существенно изменить баланс региональной власти.

Если Соединенные Штаты сделают это, то они оставят Иран единственной реальной силой в регионе, и сделают Ирак еще более восприимчивым к иранскому доминированию.

Эффекты, связанные с усилением Ирана повлекут за собой изменение восприятия обстановки со стороны Саудовской Аравии и других арабских государств, вынуждая их приспосабливаться к изменению ситуации и укреплению позиций Ирана. Это повлечет существенное негативное изменение обстановки во всем регионе Персидского залива, что не может быть принято Вашингтоном.

Если же Вашингтон не выполнит взятое обязательство по выводу войск, то Иран сохранит возможность продолжать поддерживать оппозиционное движение в Ираке, увеличивая интенсивность конфликта и увеличивая число жертв с американской стороны, что в свою очередь крайне негативно скажется на начинающемся сезоне президентских выборов.

С политической точки зрения это неприемлемо. С геополитической точки зрения, позволять Ирану доминировать над регионом недопустимо. В STRATFOR полагают, что последний вариант будет иметь приоритет, и Соединенные Штаты будут стремиться сохранить сильное присутствие в Ираке, а не уйти из региона. Вместе с тем, Соединенные Штаты вряд ли начнут прямые военные действия против Ирана, так как это лишит США возможности выйти из Ирака в будущем.

В целом в STRATFOR ожидают, что американское военное присутствие сохраниться (хотя останется немногочисленным), кроме того, предстоящий год будет характеризоваться возрастанием интенсивности американо-иранских переговоров на разных уровнях, задачей которых станет выработка позиций, удовлетворяющих как американские, так и иранские интересы.

В то время как Вашингтон надеется освободиться от проблем Ирака, не теряя власти в несбалансированном регионе, далекий Китай борется с несбалансированностью в своей собственной экономике. В STRATFOR полагают, что, чем дольше экономическое чудо продолжается, тем более вероятно оно закончится в скором времени.

В непосредственной связи с проблемами китайской экономике в STRATFOR обращают внимание на некоторые общие черты между Китаем и его восточноазиатскими экономическими предшественниками: Япония, Южная Корея и Юго-восточные азиатские "тигры". Китайцы выказали большую устойчивость, но глобальный экономический кризис показал слабости экономической модели Китая, основанной на экспорте. В то время как правительственные инвестиции теперь составляют львиную долю китайской экономики, Пекин идет очень трудным путем между безудержной инфляцией и быстрым экономическим замедлением.

Фокус внимания на предстоящей смене властной элиты в 2012 году, заставляет китайские власти крайне осторожно проводить экономическую политику, пытаясь избежать социальных последствий в любом направлении. Такой подход препятствует более смелым принципам экономической политики. Однако, учитывая существующие проблемы китайской экономики, такая политика, по мнению STRATFOR, лишь откладывает возможные негативные последствия на будущее, и в будущем Китай ждут серьезные потрясения в экономике. Которые неминуемо отразятся на социальной сфере и на политическом курсе страны в целом.

Тем временем Россия продолжит попытки снизить американское влияние в Евразии, одновременно возрождая ее собственное влияние в регионе. Проводя внешнюю политику, по мнению STRATFOR, Россия будет пытаться находить компромиссы. Фокус российской политики в 2011 году должен сосредоточиться на поиске компромиссов с государствами Балтии, одновременно продолжая укреплять прочные отношения с Германией. Москва знает, что ее время, когда она может вернуть себе утраченное влияние, постоянно сокращается. Россия отчетливо видит, что США уже начинают высвобождаться от ряда проблем на Ближнем Востоке, и скоро вернуться к активной политике в других регионах. Однако активной внешней политике Москвы будет мешать сложная внутриполитическая ситуация накануне выборов 2012 года.

1. Ближний Восток

Самый важный вопрос в Персидском заливе - степень, до которой Соединенные Штаты снизят свое военное присутствие в регионе. Ответ на этот вопрос определяет геополитические реалии региона.

Кроме Соединенных Штатов, самой большой военной силой в регионе Персидского залива является Иран. Если Соединенные Штаты выведут весь контингент из Ирака и ограничат собственные силы в Кувейте, то возможны два вектора развитий. Во-первых, Ирак попал бы под сильное иранское доминирование. Во-вторых, государства на Аравийском полуострове должны были бы приспособиться к новой раскладке сил, делая уступки и иранским интересам.

Если Соединенные Штаты не выведут силы из региона, у Ирана сохранилась бы возможность продолжать поддерживать партизанское движение против американских сил в Ираке. Это увеличило бы жертвы в Ираке в то время, когда уже стартует избирательная кампания по выборам президента США.

Основное предположение, которое STRATFOR должен сделать для региона: выведут ли Соединенные Штаты свои войска.

STRATFOR не предполагает вывод войск в 2011 году. Анализируя возможные риски, эксперты компании отмечают, что если вероятность поддержанного Ираном мятежа в Ираке высокая, то драматическое изменение в равновесии сил вследствие вывода войск – это уверенность. Кроме того, давление на Соединенные Штаты со стороны Саудовской Аравии по вопросу об оставлении войск будет очень сильным, таким образом, Соединенные Штаты все же будут держать достаточно много сил в Ираке, чтобы блокировать Иран.

В этой связи STRATFOR ожидает роста нестабильности в Ираке, но Соединенные Штаты будут готовы платить эту цену.

Эксперты STRATFOR низко оценивают шансы высокоточных ударов по иранским атомным объектам, поскольку это повлечет за собой блокирование Ираном Ормузского пролива. Реакция же мирового рынка на блокирование одного из ключевых транспортных коридоров поставки углеводородов будет крайне негативной и повлечет глубокие негативные последствия для всей мировой экономики и без того еще находящейся в кризисе.

Возможна также и широкомасштабная военная операция против вооруженных сил Ирана в целом, но она будет длительной (займет несколько месяцев) и повлечет за собой еще большие риски для мировой экономике.

Учитывая, что Соединенные Штаты полностью не выведут войска из Ирака, а также не планируют первыми наносить удара по Ирану, то, вероятно, Соединенные Штаты начнут череду переговоров с иранским руководством, целью которых станет выработка компромиссов между американскими интересами в Персидском заливе и иранскими интересами в Ираке.

Эти переговоры, вероятно, будут продолжением секретных переговоров, которые уже велись в истекшем году. В случае, если соглашение будет достигнуто, то оно, скорее всего, останется неофициальным, чтобы минимизировать политические последствия для обеих сторон.

2. Бывший Советский Союз

По мнению STRATFOR. В предыдущие годы завершился процесс консолидации России, и в 2011 году, Москва будет чувствовать себя достаточно безопасной в своей сформировавшейся позиции, чтобы перейти от политики конфронтации с Западом к поиску партнерских путей взаимоотношений. В STRATFOR полагают, что Россия на этом пути будет играть в двойную игру, гарантируя, что она обеспечит странам-партнерам преференции в экономических вопросах, одновременно оказывая на них давление по вопросам политическим.

Самые сложные отношения будут складываться с Соединенными Штатами, так как множество нерешенных вопросов еще остаются между этими двумя странами. Однако Россия знает, что Соединенные Штаты все еще завязаны в ближневосточном регионе и Южной Азии.

Наиболее плодотворные отношения в предстоящем году будут у Москвы с Германией. Москва и Берлин усилят двусторонние связи с политической точки зрения, в сфере экономики и финансов. Но, как на протяжении всей истории, их врожденное недоверие друг к другу заставит подготавливать и запасные варианты с использованием инструментов давления друг на друга за пределами 2011 года.

Изменение стратегии Москвы также затронет отношения России с бывшими советскими государствами. В STRATFOR полагают, что в 2010 году Россия усилила свой контроль над Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Кыргызстан. Она продолжила наращивать влияние на Армению и Таджикистан. Россия знает, что кризис позволил ей получить мощное влияние над этими странами и теперь у нее появился некоторый лимит во времени, позволяя действовать несколько более спокойно и взвешенно, не забывая об общем лимите времени, имеющемся у самой России во взаимоотношениях с США.

Однако за истекшие годы все еще сохранились регионы, где Россия не укрепила свое влияние и таким образом в предстоящем году будет более жесткой: Молдова, склонные к самостоятельности республики Кавказа, Грузия, Азербайджан, и Балтия.

Из указанных стран и регионов наиболее проблемным для Москвы является Молдова. Также Москва не торопится к нормализации отношений с Грузией.

А вот стратегия России по отношению к государствам Балтии изменяется. Москва пытается проложить себе путь в каждую из стран Балтии на нескольких уровнях – на политическом, экономическом, финансовом и социальном. Россия знает, что не в состоянии оторвать эти страны от их союзов в НАТО или ЕС, но она хочет иметь влияние на их внешнюю политику.

В STRATFOR полагают, что на этом пути Россия будет более успешной в Латвии, и в меньшей степени - в Эстонии.

В четырех из Центральных азиатских государств серия несвязанных трендов усилится в 2011 году, создавая потенциальную неустойчивость, которая приведет регион на грань одного или более кризисов.

В Казахстане и Узбекистане вырисовываются кризисы преемственности, и политическая элита изо всех сил пытается удержать или получить власть. И в Кыргызстане и в Таджикистане, этнические, религиозные и территориальные напряженные отношения резко активизируются.

Все это сопровождается притоком вооруженных наемников из сопредельного Афганистана, которые сражались там в течение прошлых восьми лет, а теперь возвращаются на родину. Кыргызстан и Таджикистан обратились к России с просьбой стабилизировать ситуации.

STRATFOR считает, что Москва будет использовать эти просьбы с тем, чтобы увеличить присутствие в регионе в военном отношении, но при этом будет стараться держаться в стороне от непосредственного участия в вооруженном противостоянии.

Участие России в политической жизни перечисленных выше государств - важный фактор предстоящего года. В 2011 году, Москва гарантирует, что во всех случаях ее участие в ситуации выразится либо в политическом влиянии, либо в военном присутствии, что будет гарантировать удержание контроля над регионом за собой.

Вместе с тем, ключевым фактором, определяющим внешнюю политику Москвы, будут, безусловно, выборы 2012 г.

В предстоящем году Москва будет строить свою политику исходя именно из этого основополагающего фактора. Именно по этому будут предприняты меры к нейтрализации протестных настроений как внутри страны, так и во вне с тем, чтобы не допустить роста негативных тенденций накануне предстоящих выборов, которые и без того видятся одними из самых сложных за последнее время, так как будут проходить на фоне сложной финансово-экономической ситуации в стране.


Возврат к списку
Другие материалы автора