• am
  • ru
  • en
Версия для печати
04.11.2010

ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН

English

   

Аракс Пашаян

История Иракского Курдистана как де-факто независимого государства берет начало в 1991г., после второго кризиса в Персидском заливе, когда коалиционные силы во главе с США в результате военной операции «Буря в пустыне» одержали победу над Саддамом Хусейном (1979-2003) и вывели иракские войска из оккупированного Кувейта. Сложившаяся на Ближнем Востоке новая ситуация фактически стала переломной в курдском вопросе. Ранее Запад, в частности США, обходили курдский вопрос, поскольку Ирак рассматривался как противодействующая Иранской Исламской Республике сила. Дальнейшие исторические развития стали более выгодными для курдов, в отношении которых в Ираке на протяжении многих лет осуществлялась этническая дискриминация.

Оккупация Ирака Соединенными Штатами и свержение баасской администрации в 2003г. открыли новые перспективы для курдского национального движения. Новая сложившаяся ситуация не только повысила значение курдского фактора, но и укрепила позиции Курдистана (или курдской автономии), способствуя дальнейшему развитию в Курдистане государственных структур, политической системы, экономики и общественных отношений. Однако успех курдского национального движения во многом был обусловлен не только сложившимися в международных отношениях благоприятными условиями, но и консенсусом, достигнутым курдскими элитами, между которыми ранее были определенные разногласия, – Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотической партией Курдистана (ППК).

С 2003г. в оказавшемся в хаосе и безвластии Ираке Курдистан – при содействии собственных вооруженных сил (Пешмерга) и американской армии – стал оазисом безопасности и стабильности, вставшим на путь развития. Этому способствовало также наличие в регионе нефтяных ресурсов, контроль над которыми осуществляет Эрбиль.

Сформированный в Ираке в результате выборов 2005г. парламент провозгласил лидером ППК Джалала Талабани. Хотя президент Ирака наделен меньшими полномочиями, нежели премьер-министр, тем не менее, факт избрания курдского президента беспрецедентен в истории Ирака. Кроме того, курдские партии составили часть иракского парламента (53 из 275 мандатов), инициировав налаживание сотрудничества с различными иракскими политическими силами.

Фактически, курды взяли на себя определенную роль во внутрииракских развитиях, несмотря на продолжающееся до сих пор определенное напряжение в отношениях суннитов, шиитов и туркменов, что связано, с одной стороны, с вопросом богатого нефтяными ресурсами Киркука, определение окончательного статуса которого продолжает висеть в воздухе, а с другой –с притязаниями курдов в отношении отдельных районов Ирака и вопросом распределения прибылей, получаемых от продажи нефти. Согласно принятой в 2009г. новой курдской конституции, частью Курдистана провозглашены провинции Нинве и Дийала, а также Киркук, который, по мнению эксперта по Ираку, российского востоковеда Г.Мирского, является Иерусалимом курдов – вопрос, который курды обязательно стремятся урегулировать в свою пользу, без каких-либо уступок.

Следует отметить, что иракские курды смогли урегулировать также жизненно важные для страны внешнеполитические вопросы, в частности, произошел основанный на взаимной выгоде положительный сдвиг в отношениях между курдской администрацией и Анкарой. Курдская администрация обязалась бороться с Курдской рабочей партией (КРП), если она будет использовать территорию Курдистана для инициирования вооруженной борьбы против Турции.

В 2008г. турецко-курдские отношения приобрели новое качество1. С марта 2010г. в Эрбиле действует турецкое консульство. Курды убеждены, что Турция может гарантировать экономическое будущее Курдистана: они могут использовать территорию Турции для экспорта нефти и развития внешнеэкономических отношений. Анкара и Эрбиль уже наладили тесное торгово-экономическое сотрудничество. Сегодня в Курдистане действуют сотни турецких компаний, преимущественно вовлеченных в сферы строительства и нефтедобычи. Курдская администрация заинтересована в улучшении отношений с Турцией, имея в виду также растущее влияние не столь дружественного к курдам Ирана на внутрииракские процессы, появление лидирующих проиранских шиитских партий, постепенное ослабевание влияния США – основного союзника курдов в Ираке.

Наряду с турецко-курдским сотрудничеством, расширяются также курдско-израильские отношения. История отношений курдов и евреев насчитывает века. Достаточно отметить, что в первой половине XXв. в Ираке (в основном на севере, в Курдистане) была большая еврейская община, насчитывающая около 120.000 человек. Евреи (или курдские евреи), более 2700 проживавшие в Ираке, вынуждены были покинуть страну после первой арабо-израильской войны (1948-1949гг.) в связи с активизацией антиизраильских настроений в Ираке. Курдско-еврейские отношения в целом были теплыми, и сегодня довольно много израильтян ежегодно посещают Курдистан. С 2003г. Израиль сотрудничает с Курдистаном в политической и военной сферах, кроме того, сделал значительные инвестиции в различные отрасли курдской экономики. На Ближнем Востоке, где Израиль окружен вражескими государствами, сотрудничество с Курдистаном приобрело особое значение, учитывая, что Курдистан непосредственно граничит с Ираном. Кроме того, возможность создания независимого курдского государства – один из рычагов воздействия Израиля на Турцию.

Перспектива Курдистана

Вывод американских вооруженных сил из Ирака (в августе 2010г.) вызвал беспокойство курдской общественности, а также курдской элиты, связанное с безопасностью Курдистана и, в целом, с будущим страны. Курды предлагали, чтобы американские вооруженные силы продолжали оставаться в тех районах, где есть опасность курдско-арабских столкновений. По мнению некоторых, вывод американских войск из Ирака может еще больше дестабилизировать и без того сложную ситуацию. Такая оценка кажется обоснованной, если учесть политический кризис в Ираке, начавшийся после парламентских выборов 2010г. Политическим силам еще не удается достичь согласия в вопросе формирования коалиционного правительства, что, согласно некоторым, может продолжаться до конца года2. В таком случае ключевым может стать решение Курдского блока (имеющего 43 мандата) о присоединении к одному из лагерей, означающее большое значение курдского фактора во внутрииракских развитиях.

Следует отметить, что сохранение статус-кво на нынешнем этапе определенно выгодно курдам. Это дает им возможность, с одной стороны, использовать собственное государство, с другой – активно участвовать во внутриполитических процессах Ирака. В то же время, в случае возможных негативных развитий курды могут провозгласить себя независимыми, чему центральные власти, не имея рычагов воздействия, вряд ли смогут противодействовать.

Несмотря на всевозможные прогнозы о перспективе Иракского Курдистана, сегодня в этом вопросе нет ясности. Как бы то ни было, в Курдистане убеждены, что, несмотря на вызовы, идущие как из Ирака, так и от соседей, Курдистан, благодаря военному сотрудничеству с США, сможет преодолеть возможные проблемы. Курды надеются, что Вашингтон в ближайшем будущем откроет в Курдистане консульство.

Армяне в Иракском Курдистане

После оккупации Ирака Соединенными Штатами в 2003г. вследствие отсутствия в стране гарантий безопасности и начавшегося политического и социально-экономического кризиса армянская община Ирана, сосредоточенная в основном в Багдаде, подверглась существенной трансформации. Примечательно, что помимо эмиграции в Ираке во время войны началась также внутренняя миграция. Армяне переместились и продолжают перемещаться на север, в Курдистан, где политическая ситуация стабильна, а курдская администрация стимулирует их иммиграцию.

Иракские армяне имеют церковные, образовательные и иные национальные учреждения в курдских районах (Эрбиле, Дохуке, Захо, Авзруке, Аврезке и пр.). В Курдистане есть три армянские церкви – в Захо (Св.Богородицы), Авзруке (Св.Вардана), а два года назад, в 2008г., была построена церковь в Дохуке (Св.Нерсеса Шнорали). Планируется построить новые церкви в Эрбиле и Аврезке.

Пожалуй, самым значимым из армянских селений Курдистана является заселенный курдоязычными армянами Авзрук, который помимо церкви имеет также школу и общинный совет. По соседству с Авзруком находятся поселок Сумайл и село Шикандал, где рядом с ассирийцами живут также армяне. Примечательно, что проживающие в Авзруке армяне, хоть и по своему быту и культуре ближе к курдам, тем не менее, выделяются армянским самосознанием, придерживаются национальных и религиозных традиций. Отметим, что курдоязычны также армяне города Захо, которые заселили этот район в 1930-х гг. Они также являются носителями армянских традиций.

Определенный интерес представляет также село Аврезк, основанное в 1920-х гг. усилиями участника Васпураканской битвы Левона Шагояна. В 1970-х гг., в результате столкновений между государственными и курдскими военными подразделениями, армянское население было выведено из села. В целом, опустели многие населенные пункты, находящиеся в северном приграничном районе; Аврезк был заново основан в 2005г. усилиями члена Демократической партии Курдистана, ассирийца Саргиса Агаджана, координирующего работы курдской администрации с христианскими меньшинствами (халкедоняне, ассирийцами, армянами). При курдском содействии в Аврезке построено 115 домов, новоселами которых являются в основном городские жители из Багдада, Басры, Мосула.

В настоящее время численность армян в курдских районах достигает почти двух тысяч человек. Армяне Курдистана считаются полноправными гражданами автономии. Курдские власти рассматривают армян как отдельную общину. Об армянах упоминается в конституции Курдистана, согласно которой народ Курдистана состоит из курдов, арабов, туркменов, халкедонян, ассирийцев и армян. Для этнических меньшинств гарантированы национальные, культурные и административные права (вплоть до автономии). Армянских язык упоминается в ряду используемых в Курдистане языков. Отметим, что в новой конституции Курдистана армянский язык также упоминается вместе с другими используемыми в Ираке языками, а обучение языку защищено конституцией.

В 2009г. в Курдистане парламентские выборы были проведены согласно новому избирательному закону, закрепляющему квоты в соответствии с этнической принадлежностью. Членом парламента (111 мандатов) стал армянин Арам Шаген Давуд Бакоян, уроженец Авзрука. Бакоян долгие годы является членом Демократической партии Курдистана, в настоящее время возглавляемой Масудом Барзани. Арам Бакоян в свое время был членом армянского общинного совета Захо.

Кстати, в законе о выборах об армянах и христианах говорится отдельно. Армянам в парламенте отведено одно, а туркменам и христианам – по пять мандатов. Кроме того, армяне имеют мандаты также в органах местного самоуправления – Эрбиле и Дохуке (по одному).

Отношения курдов с христианами, в том числе армянами, добрососедские, однако зачастую курды преследуют политические интересы, связанные с христианами. Примечательно, что курды заселяют армян в приграничных с Турцией районах. Армянам было предложено обосноваться также в оспариваемой арабами и курдами Ниневийской долине, где сегодня проживает многочисленное христианское население, хотя мусульмане составляют большинство3.

Как бы то ни было, на нынешнем этапе в курдско-армянских отношениях налицо положительные тенденции. Фактически, процесс формирования армянских населенных пунктов начался в курдонаселенных районах, которые с точки зрения сохранения армянской идентичности приобрели новое значение. Примечательно, что в курдонаселенных районах Сирии и Турции также проживают армяне, основные пласты которых курдоязычны.

1После того как в 2008г. иракские курды осуществили военную операцию против боевиков КРП, Турция начала переговорный процесс с курдским руководством, несмотря на постоянную озабоченность в вопросе провозглашения независимого курдского государства. Отметим, что между курдскими партиями и КРП существуют глубокие противоречия.

2В начале июня 2010г. об объединении с проиранской шиитской группировкой «Национальный блок Ирака», получившей 70 депутатских мандатов, заявил блок действующего премьер-министра Нури Аль-Малики «Государство закона» (89 мандатов). Больше всего голосов (91) набрал блок экс-премьера Аяда Алави «Аль-Иракия», представляющий интересы более светских кругов как суннитов, так и шиитов.

3Согласно отдельным сведениям, курдские круги выдвинули идею превращения Ниневийской провинции в христианскую автономию, по всей видимости, стремясь с большей легкостью включить район в состав Курдистана. Однако христиане в целом высказываются против этой идеи. Они убеждены, что в случае подобных развитий напряженность по отношению к ним еще больше увеличится. С этой точки зрения не случайными были организованные против христиан в Мосуле в 2008г. акты насилия, после которых район покинули 12 тыс. христиан, в том числе армяне. Хотя причины событий полностью не выяснены, они, по всей видимости, были нацелены на пресечение возможного увеличения прав христиан в Ираке.


Возврат к списку
Другие материалы автора