ПОДХОДЫ К КРИТИЧЕСКИМ ИНФРАСТРУКТУРАМ В ТУРЦИИ
Арестакес Симаворян
Руководитель Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»
В нынешних условиях технического развития в разработке политики, направленной на снижение рисков всевозможных кризисов, предотвращение природных и техногенных бедствий, существенное значение приобретают работы по защите и совершенствованию критических инфраструктур. В такие работы в разных странах обычно вовлекаются государственные, а некоторых случаях – частные субъекты, координирующие важнейшие объекты общественной значимости. Вопросы по защите критических сфер и их инфраструктур, повышению уровня безопасности, модернизации, увеличению финансовых инвестиций сравнительно недавно оказались в центре внимания государственной политики Турции.
Вопросы критических инфраструктур и их защиты в основном оценивались в контексте «национальной информационной безопасности». С 1990-х гг. до 2006г. Министерство национальной обороны ТР осуществляло скоординированные работы по информационной безопасности и разрабатывало законопроект о сфере безопасности, в рамках которого предусматривалось проведение десятков технических, технологических мероприятий, однако по объективным и субъективным причинам данный законодательный проект одобрен не был.
В 2012г. с вовлечением в этот процесс Совета научно-технических исследований Турции (TÜBİTAK) и появлением осуществленного при финансовой поддержке Министерства транспорта «Проекта управления информационной безопасности критических инфраструктур» (посвященного инвестиционным программам Министерства развития), в аспекте защиты инфраструктур актуализировался вопрос кибербезопасности. В том же году был создан Совет кибербезопасности, который на первом же форуме принял Стратегию национальной безопасности и план действий на 2013-2014гг., согласно которому для первого этапа были определены основные взаимовлияющие и уязвимые сферы, непосредственно связанные с кибербезопасностью: транспорт, энергетика, электронная связь, финансово-банковская сфера, управление водными ресурсами, общественные услуги (критические)1.
Определив и поставив на учет вышеупомянутые сферы, Министерство транспорта и инфраструктур опубликовало новый проект «Стратегия национальной кибербезопасности и план действий на 2016-2019гг.», в котором были оценены основные угрозы и связанные с системой риски (внутренние и трансграничные кибератаки и пр.), а также такие стратегические цели, направленные на частичное повышение уровня их безопасности, как инвентаризация и защита критических инфраструктур, усиление борьбы с киберпреступностью, развитие экосистемы кибербезопасностои, (пере)подготовка кадров, интеграция кибербезопасности в национальную безопасность, обновление информационно-коммуникационных технологий, другие смежные вопросы2. Ответственность за выполнение заданий и соответствующих работ в вышеупомянутых сферах несут ведомственные органы (в том числе почти все силовые структуры) и отдельные подразделения, обеспечивающие безопасность инфраструктур.
В то же время множество научно-исследовательских и академических учреждений своими научно-творческими, аналитическими работами и практическими предложениями отчасти содействуют вопросам определения уязвимых инфраструктур, снижения рисков и пр.3 В этом контексте особенно значима роль Совета научно-технических исследований Турции в деле стратегической разработки и планирования научно-технологической политики. Посредством образовательного портала кибербезопасности образовательной программы действующего при Совете Института кибербезопасности осуществляется подготовка контент-анализов компьютерных технологий, информационных потоков, а также профессионального состава для сфер защиты критических инфраструктур4. Отметим, что в турецком университете «Кадир Хас» с 2018г. действует научно-учебный центр кибербезопасности и защиты критических инфраструктур прикладной и исследовательской значимости5.
Риски критических сфер
Рабочая группа по снижению рисков технологических бедствий, действующая в рамках департамента по управлению бедствиями и чрезвычайными ситуациями Турции, в 2014г. опубликовала «Дорожную карту защиты критических инфраструктур на 2014-2023гг.»6, согласно которой критическими сферами Турции считаются:
- энергетика,
- кибербезопасность, технологии связи,
- транспортные коммуникации (морские и сухопутные),
- культура и туризм,
- управление водными ресурсами/защита водохранилищ,
- банковская и финансовая система,
- здравоохранение,
- сельское хозяйство и безопасность продуктов питания,
- высокие технологии,
- сфера общественной защиты.
Источниками угроз (бедствий), влияющих на эффективность этих сфер, считаются:
1. Природные – геологические, метеорологические, биологические явления;
2. Обусловленные человеческим фактором опасности – информационные войны, киберпреступления, террористические акты международных и локальных масштабов, крупные транспортные происшествия, войны, технологические опасности и т.д.
При их наличии возникают катастрофы микро- и макроуровней, влияя на инфраструктуры и разрушая их жизнедеятельность, причем в подобных ситуациях срыв одной из взаимосвязанных инфраструктур может влиять на другие. Такими катастрофами являются:
1. Природные – землетрясения, оползни, потопы, снежные лавины.
2. Техногенные – аварии на крупных промышленных комплексах, бедствия, обусловленные радиоактивными и ядерными проблемами, морскими и сухопутными (железнодорожными) транспортными узлами, транспортировкой опасных веществ, экологические (климатические изменения) катастрофы и прочее7.
Очевидно, что такие бедствия могут привести к разрушению инфраструктур, влиять на координационные и оперативные действия и даже в краткосрочном или долгосрочном разрезе привести и системному краху. Учитывая исходящие из таких возможных развитий риски, вопросы определения и безопасности критических инфраструктур возложены на государственные структуры Турции, ответственные за свои сферы.
Перечисленные ниже учреждения, по сути, в рамках своих полномочий должны способствовать также совершенствованию инфраструктур внедрением новейших технологий в сферы, «взращиванием» профессиональных кадров, развитием подсистем и повышением обороноспособности.
Согласно докладу департамента управления бедствиями и чрезвычайными ситуациями, в этих рамки входят следующие структуры:
1. Энергетическая сфера – организация ядерной энергетики, Министерство энергетики, организация по урегулированию энергетического рынка Турции,
2. Транспортная сфера – Министерство транспорта и инфраструктур,
3. Сфера связи – учреждение информационных технологий и связи, Министерство транспорта и инфраструктур,
4. Управление водными ресурсами – Министерство сельского и лесного хозяйства,
5. Финансово-банковская сфера – казначейство и Министерство финансов, Совет рынков капитала Турции, агентство по урегулированию и контролю банковских дел,
6. Сфера общественной защиты – Министерство внутренних дел,
7. Торгово-промышленная сфера – Министерство промышленности и технологий, Министерство торговли, союз палат и бирж Турции,
8. Сфера здравоохранения – Министерство здравоохранения,
9. Культура и туризм – Министерство культуры и туризма,
10. Сельскохозяйственная сфера – Министерство сельского хозяйства и лесного хозяйства.
Резюмируя, отметим, что проблемы критических сфер составляют часть госбезопасности Турции, следовательно, находятся в центре внимания высших властей, соответствующие структуры определяют и оценивают уязвимые инфраструктуры, количество входящих в нее объектов, их взаимовлияние и угрозы безопасности. Следует также констатировать, что при осуществлении стратегических шагов, направленных на защиту критических инфраструктур, наряду с учетом особенностей Турции применяется международный опыт.
1 Следует отметить, что члены Совета безопасности представляют почти все государственные учреждения, см. http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/ 2012/10/20121020-18-1.pdf.
2 2016-2019 Ulusal siber güvenlik stratejisi, http://www.udhb.gov.tr/doc/siberg/2016-2019 guvenlik.pdf.
3 См., например, исследовательский доклад Международной организации стратегических исследований, посвященный вопросам безопасности критических инфраструктур энергетической сферы Турции, Hasan Selim Özertem, Arzu Celalifer Ekinci, Betül Buke Karaҫin, Kritik Enerji Altyapı Güvenliği Projesi Sonuҫ Raporu, https://www.jstor.org/stable/resrep14227
4 Siber güvenlik eğitim kategorileri, https://egitim.sge.gov.tr/.
5 http://www.khas.edu.tr/news/1754.
62014-2023 Kritik Altyapıların Korunması Yol Haritası Belgesi, https://www.afad.gov.tr/upload/Node/3910/xfiles/kritikaltyapi-son.pdf.
7 В рамках департамента управления бедствиями и чрезвычайными ситуациями при правительстве Турции по отдельности оценены риски, появляющиеся вследствие возникновения перечисленных бедствий, возможные развития и вопросы улучшения имеющих к ним отношение инфраструктур, см. https://www.afad.gov.tr/tr/3498/Kurumsal-Raporlar.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- ТУРЦИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО ДИАСПОР ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ СТРАН[07.06.2018]
- НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕДИАРЕСУРСОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДИАСПОРЫ[06.03.2018]
- ПОПЫТКИ СОТРУДНИЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА С УЧЕНЫМИ ДИАСПОРЫ: НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ[08.09.2017]
- ЦЕНТРЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРЦИИ[18.06.2015]
- КТО В ТУРЦИИ НА КОГО ВЛИЯЕТ[03.06.2015]
- ДО 24 АПРЕЛЯ БУДЕТ ЕЩЕ МНОГО ВРАНЬЯ,[10.03.2015]
- АРМЕНОВЕДЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ЕВРОПЫ[23.02.2015]
- ПРОБЛЕМЫ АРМЕНОВЕДЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ[22.01.2015]
- АРМЯНСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОВЕСТКЕ ТРЕТЬЕГО ВСЕМИРНОГО ТЮРКСКОГО ФОРУМА[09.10.2014]
- ТУРЕЦКИЙ ФАКТОР: БУДУТ ЛИ СЮРПРИЗЫ?[08.09.2014]