• am
  • ru
  • en
Версия для печати
26.06.2018

КУРДСКИЙ ФАКТОР ВО ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ВЫБОРАХ В ТУРЦИИ

English

   

«ГЛОБУС» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, номер 4, 2018


Айк Габриелян

Тюрколог, ассоциированный эксперт АИМОБ

18 апреля 2018г. президент Турции, председатель правящей партии «Справедливость и развитие» (ПСР) Реджеп Тайип Эрдоган после обсуждений с лидером партии «Националистическое движение» (ПНД) Девлетом Бахчели заявил о назначении 24 июня текущего года внеочередных парламентских и президентских выборов1. Ранее сообщалось, что выборы пройдут 3 ноября 2019г. (ровно через 17 лет после победы ПСР в досрочных парламентских выборах 3 ноября 2002г.), после чего Турция должна перейти к президентской системе управления: будет упразднена должность премьер-министра, а президент получит беспрецедентно широкие полномочия. Соответствующие конституционные реформы были утверждены по результатам проведенного 16 апреля 2017г. референдума. Кстати, ПСР и ПНД до начала референдума составили блок, в основу которого был положен ряд факторов:

- ПСР и ПНД во многих вопросах (например, курдов) имеют схожие позиции, и многие затрудняются сказать, кто из них сегодня имеет наиболее шовинистические подходы (10 марта 2018г. Эрдоган во время встречи с гражданами в Мерсине показал известный знак «серых волков» (ПНД))2.

- Д.Бахчели, до попытки военного переворота (ПВП) 2016г. постоянно отличавшийся острой критикой Эрдогана, в последнее время этим не занимается. Одна из причин – первый пункт (ужесточение позиции Эрдогана по ряду внутриполитических и внешнеполитических вопросов), однако есть также второй пункт: зафиксированные в Турции после ПВП массовые случаи насилия напугали также Бахчели.

- ПСР после апрельского референдума решила не переходить за обозначенную Бахчели (ПНД) «красную линию», не менять первые четыре статьи Конституции, касающиеся республиканской структуры государства, демократической, светской, правовой и социальной сущности, территориальной целостности, государственного флага, языка, столицы, гимна.

- Бахчели отлично осознает, что его партия расколота, что ее ряды начали покидать тысячи людей (за четыре с половиной года, с начала октября 2017г. до конца февраля 2018г., ряды ПНД покинул 14.431 человек3), и если бы в таких условиях ПНД не сформировала избирательный блок с ПСР, то на предстоящих парламентских выборах, по всей вероятности, не смогла бы преодолеть 10%-ый проходной порог и попасть в парламент. Генеральный директор изучающей общественное мнение в Турции, компании Konda Бекир Агирдир в январе 2018г. заявил, что представленные в парламенте три ключевые партии – ПНД, прокурдская Демократическая партия народов (ДПН), партия «Хорошо» – рискуют не преодолеть в парламентских выборах избирательный порог4.

Кандидатом в президенты страны от сформированного ПСР и ПНД блока стал Р.Эрдоган5. Ранее Д.Бахчели заявил, что не будет баллотироваться в президентских выборах и поддержит кандидатуру Эрдогана6. А основные оппозиционные силы сформировали Национальный блок, в который вошли Народно-республиканская и Демократическая партии, партии «Хорошо» и «Счастье» (оппозиционный квартет). Несмотря на это, в президентских выборах они будут участвовать со своими кандидатами. Кандидатом в президенты страны от НРП стал Мухарем Индже, от партии «Хорошо» – Мерал Акшенер, а от партии «Счастье» – Темел Карамолаоглы.

Все это свидетельствует о том, что как провластные, так и оппозиционные лагеря уточнили свои избирательные тактики и предпочли не включить в свои блоки прокурдскую НДП (курдов). Кстати, можно смотреть на вопрос также с обратной стороны: НДП, в свою очередь, отказалась от вовлечени во властный и оппозиционный лагеря. Почему?

В случае властного лагеря есть следующие основные факторы:

1. Эрдоган в последние годы достаточно ужесточил свою позицию в «курдском вопросе». Он никак не смог простить НДП за преодоление проходного порога в парламентских выборах 2015г. (в июньских и октябрьских выборах 2015г. НДП набрала 13.12% и 10.76% голосов). Причем это было беспрецедентным в истории Турецкой Республики (ТР) по части прокурдской (курдской) партии. Эрдоган до начала выборов 7 июня 2015г., пожалуй, недооценил НДП, в результате чего получилось так, что НДП в парламенте из 550 членов получила сразу 80 мандатов. Это существенно уменьшило число мандатов ПСР в парламенте, поскольку эта партия обычно получает большое количество голосов в курдонаселенных провинциях (из-за некоторых реформ по правам курдов, разыгрывания исламского фактора среди курдов, экономических показателей и пр.). В результате в июне 2015г. ПСР впервые в истории получила менее 276 мандатов (258) и не смогла сформировать однопартийное правительство. Хоть и после этого НДП уже оказалась под прицелом Эрдогана, в стране возобновились военные действия против Рабочей партии Курдистана (PKK), однако НДП, хоть и с определенными потерями, в повторных выборах 1 ноября опять удалось преодолеть избирательный порог и получить на этот раз уже 59 мандатов. Нынче НДП в парламенте Турции имеет 48 мандатов: часть депутатов лишили неприкосновенности и арестовали. Среди них оказались также уже бывшие сопредседатели НДП Селахаттин Демирташ и Фиген Юксекдаг. Эрдоган таким образом пытается обезглавить НДП, не допустить, чтобы и на этот раз партия преодолела избирательный порог и оказалась в парламенте, поскольку это существенно увеличит количество мандатов ПСР в парламенте (за счет курдонаселенных провинций). Эрдоган на этот раз сделал ставку на блок с шовинистами, и курды, естественно, никак не умещались в этом контексте.

2. Д.Бахчели известен своими армянофобскими и курдофобскими взглядами, и, естественно, невозможно было представить, что курды и шовинисты могли занять место в одном блоке. Уже было отмечено, что Эрдоган в вопросе курдов начал не отставать от Бахчели, а в некоторых случаях даже превосходить его: после возобновления летом 2015г. в Турции военных операций против PKK турецкая пресса написала, что ПНД только критикует курдов, тогда как ПСР ударяет. Таким образом, подобные позиции Эрдогана и Бахчели заранее предопределили исключение НДП в Народном блоке, а также позицию НДП по отношению к блоку.

Теперь представим основные факторы, касающиеся оппозиционного лагеря:

1. Одним из видных представителей оппозиционного лагеря стала первая леди Турции, министр МВД, известный армянофоб и курдофоб, учредитель и лидер партии «Хорошо» М.Акшенер, которая своими шовинистскими взглядами превосходит даже Эрдогана и Бахчели. По логике, Акшенер по этой причине не может связывать надежды на получение голосов курдского электората. Ее присутствие в оппозиционном лагере (Национальный блок) автоматически исключает, обессмысливает присутствие НДП в нем.

2. Хоть и лидеры НРП нынче имеют более мягкую позицию в отношении НДП (курдов), однако трудно сказать, какой будет ее позиция в случае прихода к власти. Заметим, что НДП недовольна тем, что НРП не встречается с левыми партиями Турции, алиевскими союзами, держится далеко от них. Кроме того, здесь есть исторический вопрос: в годы правления НРП, основанной учредителем ТР Мустафой Кемалем Ататюрком (1923-1950гг.) курды подвергались пыткам и давлению. Хотя после этого прошло несколько десятилетий, все это оставило глубокий след в памяти курдов.

Таким образом, можем констатировать, что как в парламентских, так и в президентских выборах НДП осталась одна. Как заявил известный курдский политический деятель Ахмет Турк, курды остались в середине между властным и оппозиционным лагерями и в действительности недовольны как давлением ПСР, так и «безразличием» НРП: «Оппозиционные силы сначала говорили, что должен быть сформирован Демократический фронт, однако вместо этого формируют Национальный фронт, из-за нескольких шовинистов оставляя за бортом курдов. Общественные опросы свидетельствуют, что если бы курды были представлены в блоке, то он в выборах получил бы 53% голосов. Мы преодолеем 10%-ый избирательный порог. Курды готовы поддержать силу, готовую построить демократическую Турцию. Демократизация Турции не может иметь места без курдов, а также без учета других народов Турции»7.

Сопредседатель НДП Первин Булдан подчеркнула, что ее партия не боится внеочередных выборов: «Если вы приняли решение о назначении внеочередных выборов, то мы (НДП) скажем: «Приходите». Мы готовы к выборам. Пришло время похоронить ПСР и положить конец ее правлению. Выборы – прекрасная возможность для этого»8. Другой сопредседатель НДП Сезаи Темели, в свою очередь, заявил: «Мы не паникуем. Как раньше, так и теперь будем бороться за демократию. 2018г. – стратегический год. Турция сегодня находится в глубоком кризисе, и не только в экономическом. Страна катится к политическому, экономическому и правовому кризису, который мы все наблюдаем уже не один год»9.

Несмотря на подобные заявления руководства НДП и объявленную 20 апреля избирательную мобилизацию10, очевидно, что партия подходит к выборам в не лучшей форме. Уже отметили, что около десятка депутатов НДП, включая лидеров партии, лишились неприкосновенности и арестованы (причем, эта цифра имеет тенденцию роста: депутатской неприкосновенности может лишиться также Гаро Пайлан). Кроме того, в отставку отправлены некоторые представляющие НДП мэры. К сказанному добавим также, что власти всего два месяца назад объявили о внеочередных выборах, и НДП осталось мало времени для надлежащей подготовки к ним. Важным фактором является также проведение выборов в условиях режима чрезвычайного положения. Многие утверждают, что проведение справедливых выборов в таких условиях невозможно. Естественно, Эрдоган сделает все возможное, чтобы в выборах 24 июня НДП не преодолела избирательный порог, что увеличит количество мандатов ПСР. Турецкая пресса написала, что если ПСР по результатам выборов получит менее 300 мандатов, то Эрдоган пойдет на проведение новых выборов (как это сделал в 2015г.)11.

Очевидно, что у НДП нет какой-либо возможности победить во внеочередных парламентских выборах. Как бы там ни было, представители НДП уверены, что партии на этот раз удастся преодолеть избирательный порог и пройти в парламент. Не исключено, что НДП опять же окажется в парламенте. В этом вопросе на помощь НДП может прийти блок ПСР-ПНД, что по логике должно сильно озаботить курдов Турции. ПСР, которая обычно набирает большое число голосов в южных и юго-восточных курдонаселенных провинциях, из-за составления блока с ПНД рискует потерять эти голоса. А это даст возможность НДП получить эти голоса и преодолеть избирательный порог. Более того, преодоление избирательного порога НДП (уменьшение мандатов ПСР) будет на руку также оппозиционному квартету. Хоть и значительная часть курдов ранее отдавала свои голоса Эрдогану и ПСР, однако на этот раз ситуация иная: а) Эрдоган давно провалил вопрос «курдских реформ», которые уже не в повестке (Эрдоган даже не признает, что в Турции существует «курдский вопрос»), б) летом 2015г. Эрдоган, руководствуясь избирательными мотивами, возобновил войну с PKK, в) впервые в истории ТР (2015г.) прошедшая в турецкий парламент прокурдская партия (НДП) оказалась под прицелом Эрдогана, г) Эрдоган вступил в блок с Бахчели, постоянно строжайше критикующем курдов, д) Эрдоган сыграл большую роль в провале результатов референдума независимости курдской автономии Северного Ирака в 2017г., е) в последнее время Эрдоган начал карательные действия против сирийских курдов, последним из которых была операция «Оливковая ветвь», ж) Эрдоган продолжает политику изменения демографической картины курдонаселенных провинций страны, з) Эрдоган продолжает политику неосуществления серьезных инвестиций, нацеленных на резкое повышение жизненного уровня в курдонаселенных провинциях.

Что же касается президентских выборов, то кандидатом в президенты страны от НДП опять же стал С.Демирташ, с ноября 2016г. находящийся под арестом (в его отношении было возбуждено несколько уголовных дел: «за содействие терроризму», «за оскорбление правительства Турции»)12. В связи с этим 5 мая М.Индже призвал Эрдогана не держать Демирташа в тюрьме и соперничать в выборах по-мужски13. Как бы там ни было, больших ожиданий на выход в ближайшее время Демирташа из тюрьмы нет. Напомним, что в президентских выборах 2014г. кандидат от НДП С.Демирташ набрал 9.76% голосов. Поэтому Эрдоган был близок к тому, чтобы не победить в первом туре (он набрал 51.7% голосов). Теперь ситуация может повториться: авторитет Демирташа достаточно высок среди курдов, именно под его предводительством НДП в 2015г. дважды преодолела избирательный порог: в первом случае с показателем более 13%. что было беспрецедентным результатом. По словам А.Турка, Демирташ на предстоящих президентских выборах может получить около 15% голосов14. Это означает, что выдвижение кандидатуры Демирташа может серьезно препятствовать победе Эрдогана в первом туре президентских выборов. Если будет назначен второй тур, то голоса курдов также будут крайне важными: если они предпочтут бойкотировать второй тур президентских выборов, то это будет выгодно только Эрдогану. Поэтому оппозиционный квартет попытается если не в первом, то хотя бы во втором туре привлечь курдов на свою сторону. Естественно, шансы М.Индже в этом контексте намного больше, чем, скажем, шансы М.Акшенер. Кстати, М.Индже уже навестил Демирташа в тюрьме Эдирне15.

Таким образом, 2018-й год для Турции будет решающим: результаты внеочередных выборов 24 июня предопределят, каким будет 2018г. для Турции – диктаторства или демократии? Голос курдского электората во внеочередных президентских и парламентских выборах может быть решающим. Причем он может быть решающим как для курдов (НДП), так и для властного и оппозиционного лагерей. В этом контексте руководство НДП ждет серьезная работа в ближайшее время, чтобы попытаться по возможности консолидировать курдский электорат. Хоть и это довольно сложный процесс, тем не менее, своим поведением они подготовили благодатную почву для властного и оппозиционного лагерей, предпочтя (хотя бы на этом этапе) оставить курдов за бортом. Как заявил А.Турк, курды сами должны застраховать себя и способствовать тому, чтобы НДП опять преодолела 10%-ый избирательный порог и была представлена в парламенте Турции.

1 Cumhurbaşkanı Erdoğan: 24 Haziran’da erken seçim kararı aldık, Sözcü, 18.04.2018.

2 Cumhurbaşkanı Erdoğan Bozkurt işareti yaptı, Ensonhaber, 10.03.2018.

3 MHP’nin üye sayısında 4.5 ayda 14 bin 341 düşüş, T24, 24.02.2018.

4 Айк Габриелян, Назначение внеочередных выборов в Турции, АИМОБ, 26.04.2018.

5 Cumhur İttifakı'nın ortak adayı Cumhurbaşkanı Erdoğan, Anadolu Ajansı, 04.05.2018.

6 Bahçeli: MHP, Cumhurbaşkanlığı adayı göstermeyecektir, NTV, 08.01.2018.

7 Ahmet Türk seçim sürecini değerlendirdi, Demokrat Haber, 09.05.2018.

8 HDP Eş Genel Başkanı Buldan’dan erken seçim yanıtı, Evrensel.net, 17.04.2018.

9 HDP: Erken değil panik seçim, Sputnik Türkiye, 18.04.2018.

10 Buldan: 24 Haziran için bugünden itibaren seferberlik ilan ediyoruz, Gazete Karınca, 20.04.2018.

11 Erdoğan kazanana kadar seçimler yenilenecek, Odatv.com, 02.05.2018.

12 HDP'nin Cumhurbaşkanı adayı Selahattin Demirtaş oldu, TRT Haber, 04.05.2018.

13 İnce’den Erdoğan’a çağrı: Demirtaş’ı hapiste tutma, gel erkekçe yarışalım, Diken, 05.05.2018.

14 Ahmet Türk Selahattin Demirtaş'ın oy oranını açıkladı!, Internet Haber, 08.05.2018.

15 CHP's candidate İnce will visit jailed HDP candidate Demirtaş, Ahval, 06.05.2018.



Возврат к списку
Другие материалы автора