• am
  • ru
  • en
Версия для печати
15.12.2016

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ТУРЦИИ В НОЯБРЕ

English

   

Айк Габриелян
Тюрколог, ассоциированный эксперт АИМОиБ

Насилие. В ноябре в Турции были арестованы девять сотрудников газеты Cumhurriyet, в том числе главный редактор Мурат Сабунджу. Журналисты оппозиционного издания были арестованы за «разворачивание деятельности от имени террористической группировки, не будучи ее членом» (прокуратура обвинила их в поддержке Гюлена). По прибытии из Германии в стамбульском аэропорту был задержан исполнительный директор Cumhurriyet Акын Аталай. Бывший главный редактор Cumhurriyet Джан Дюндар по этому поводу заявил, что начавшаяся волна насилия против инакомыслящих в Турции – тест для Европы: «Европа должна решить, на чьей стороне будет находиться – демократии или угнетателей? Какой они хотят видеть Турцию на Ближнем Востоке – страной с репрессивным режимом или демократической, светской и свободной страной? Полагаю, это будет лакмусовой бумагой для Европы». Дюндар счел смешным выдвинутые в отношении руководства и журналистов Cumhurriyet обвинения: «Было бы лучше, если бы власти заявили, что не желают слышать какого-либо альтернативного слова и терпеть даже самую маленькую оппозицию. Ведь Cumhurriyet за всю историю своего существования и, тем более, последние 20-30 лет, боролся против движения радикального проповедника Фетхуллаха Гюлена, и никто не может поверить, что газета поддерживала гюленистов. Лучше бы они сказали, что пытаются захватить последний бастион. Это было бы правдой».

В ноябре президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что события 1453г. (завоевание Стамбула) и 1923г. (создание Турецкой Республики) «имеют то же значение» для турецкого народа, как и свержение попытки военного переворота (ПВП) 15 июля 2016г. Фактически, Эрдоган таким образом по меньшей мере ставит себя на одну доску с завоевавшим Константинополь султаном Мехметом Вторым (Завоевателем) и основателем ТР Мустафой Кемалем Ататюрком. Ранее Эрдоган квалифицировал ПВП «победой во второй национально-освободительной войне». Под «национально-освободительной войной» в Турции имеют в виду кемалистское движение.

Стало известно, что первые судебные слушания по делу ПВП в Турции пройдут в начале 2017г. По словам министра юстиции Турции Бекира Боздага, по подозрению в участии в FETÖ ведется расследование в отношении 92.607 человек, 36.951 из которых задержан. В ноябре были уволены 15.000 госслужащих, их общее число достигло 125.000 (3456 из них – судьи и прокуроры). В ноябре были арестованы также 103 преподавателя Стамбульского университета Йылдыз. которых подозревают в связях с Гюленом.

На этом фоне в Турции набирает обороты число доносов в связи с поиском гюленистов. Правозащитники констатируют массовые нарушения прав человека, поскольку аппетит доносчиков удовлетворяется денежными вознаграждениями. По их словам, турецкие власти призывают своих граждан выдавать близких, друзей и коллег. Если в июле число представленных в Национальную разведывательную организацию (MİT) доносов составляло 2000 в месяц, в ноябре получено 10.000 доносов. Кроме того, рекорды зафиксировал сайт (MİT): если до ПВП он имел 90.000 посетителей, то в ноябре их стало 250.000.

МИД Турции проводит активную работу для информирования международного сообщества о ПВП. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу провел переговоры со своими коллегами из более 120 стран – в частных беседах или во время телефонных разговоров. В иностранных СМИ на эту тему было опубликовано множество интервью и статей. После свержения ПВП власти Турции получили послания содействия от 111 стран и шести международных организаций. Дипломатический корпус Турции на тему ПВП провел около 7000 встреч с представителями зарубежных стран. Представители дипломатических миссий Турции за рубежом провели 64 встречи с руководителями государств, 88 встреч – с главами правительства, 597 встреч – с министрами, 6186 встреч – с другими должностными лицами из зарубежных стран.

МИД Турции заявил о пресечении деятельности 370 общественных организаций, которые обвинялись в связях с террористическими организациями. 153 из этих ОО связаны с FETÖ, 190 – с Рабочей партией Курдистана (PKK), 19 – с революционной народно-освободительной партией-фронтом (DHKP-C), восемь – с ИГ.

Прокуратура Стамбула вынесла первое обвинительное заключение в отношении военнослужащих-участников ПВП. В документе указаны имена 62 военнослужащих, 28 из которых – офицеры, пытавшиеся во время ПВП захватить стамбульский аэропорт имени Сабихи Гекчен. Прокуратура потребовала для них трехкратное пожизненное тюремное заключение.

Курды. В ноябре Верховный суд Турции оставил в силе вердикт суда провинции Адана, согласно которому сопредседатель партии «Демократия народов» (ПДН) Фиген Юксекдаг был признан виновным за «проведение пропаганды в пользу терроризма». Ранее суд Аданы приговорил Юксегдага к 10 годам тюремного заключения за то, что он в феврале 2012г. выступил во время похорон активистки запрещенной в Турции Марксистско-ленинской коммунистической партии Ясемин Чифтчи, погибшей во время взрыва самодельного взрывного устройства.

В Турции были задержаны более одного десятка депутатов от ПДН, в том числе сопредседатели партии Фиген Юксекдаг и Селахаттин Демирташ, а также вице-спикер парламента Первин Булдан. Часть из них, в том числе Демирташ и Юксекдаг были взяты под арест. Больше всего уголовных дел возбуждено именно в отношении Демирташа: «учреждение организации с целью совершения преступлений», «членство в террористической организации», «членство в вооруженной террористической организации», «совершение преступления под именем организации».

Депутат-армянин от ПДН Гаро Пайлан строго осудил арест однопартийцев, проведя параллели с 24 апреля 1915г.: «Мы не позволим, чтобы эти фашисты еще раз сожгли нашу страну, нашу молодежь. Мы не склоним головы, будем мы в тюрьме или на свободе».

По словам Бакира Боздага, аресты депутатов ПДН «были произведены» в рамках закона: «В Турции все равны перед законом. Предпринимаемые в отношении обычных граждан меры применяются также в отношении депутатов, которые с мая месяца уже не являются неприкосновенными». Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил, что депутаты от ПДН были арестованы за отказ от дачи показаний. Он обвинил ПДН в «финансировании терроризма» и призвал продолжать работу в парламенте, подчеркнув, что невозвращение в меджлис является неуважением к народу (Демирташ заявил, что не желает отвечать на вопросы о предъявленных обвинениях и не станет марионеткой в судебном спектакле, начатом по указу Эрдогана, имеющего темное прошлое).

В ноябре был задержан также сопредседатель курдской Демократической региональной партии (DBP) Турции Себахат Тунджел. Тунджел был в числе людей, собравшихся перед зданием Диарбекирского суда, куда повели арестованных депутатов от ПДН. Находившиеся возле суда полицейские потребовали от них уйти, однако Тунджел, как и группа других лиц, отказались выполнить это требование и были задержаны.

В рамках следствия по борьбе с терроризмом были арестованы мэр Вана Бекир Каян, четверо сотрудников мэрии. Ранее были задержаны, а позже арестованы также мэр Тунджели (Дерсим) Али Бул, мэр Сиирта (Схерт) Тунджер Бакырхан, мэр Диарбекира Гюлтан Кышанак (прокуратура в ноябре потребовала приговорить Кышанака в 230 годам лишения свободы за «террористическую деятельность»). Среди задержанных были также мэр города Гуроймак (Битлис) Мехмет Эмин Озкан и его заместитель Сенайе Атан. Всем им были предявлены обвинения в рамках следствия против PKK.

Был арестован бывший мэр Мардина, курд по национальности Ахмет Турк, который в свое время неоднократно просил прощения за Геноцид армян (бытует мнение, что дед Ахмета Турка был армянином, который в 1925г. поменял имя и фамилию, во избежание преследований). 17 ноября МВД Турции отстранило Ахмета Турка от должности мэра Мардина. В его отношении было начато следствие с обвинениями в «нарушении единства и целостности государства, даче денег вооруженной террористической группировке и членстве в ней, злоупотреблении должностным положением, унижении турецкого народа, Турецкой Республики, Великого национального собрания Турции».

В целом, в Турции за связи с PKK от работы были освобождены 10.500 госслужащих.

Новая Конституция и пр. В ноябре было сообщено, что лидер оппозиционной партии «Националистическое движение» (ПНД) Девлет Бахчели дал устное согласие принятию новой Конституции. Бахчели выразил надежду, что в дальнейшем новая Конституция, предусматривающая переход к президентской системе управления, будет полезной для Турции. Бинали Йылдырым заявил, что власти Турции до референдума по новой Конституции аннулируют деятельность режима чрезвычайного положение: «Если по новой Конституции будет объявлен референдум, то мы не дадим кому-либо повода сказать, что он прошел под давлением. Поэтому режим чрезвычайного положения до начала референдума будет аннулирован». Режим чрезвычайного положения в Турции на три месяца был введен после ПВП. До истечения этого срока он был продлен еще на три месяца.

Следует отметить, что проект новой Конституции в парламенте с 550-ю членами должен получить, по меньшей мере, поддержку 367 депутатов (2/3). Но если он получит как минимум 330 голосов (3/5), то будет направлен президенту страны, который может либо наложить на него вето, либо вынести на общенародный референдум. Естественно, Эрдоган предпочтет второй вариант, если во время голосования в парламенте проект новой Конституции поддержат 330-366 депутатов. У ПСР 317 мандатов, а у ПНД – 40. Это означает, что можно считать гарантированной, что проект новой Конституции будет вынесен на референдум, учитывая то обстоятельство, что обе эти партии поддерживают его. Гарантированным можно считать также, что Эрдоган вынесет новую Конституцию на референдум, и он пройдет, принимая во внимание личные притязания Эрдогана на сильные президентские полномочия, его высокий рейтинг у народа, недальновидность широких масс избирателей (на повторных парламентских выборах 1 ноября 2015г. значительный сегмент турецкого электората попался на удочку Эрдогана «либо мы, либо хаос», поверив, что, голосуя в пользу ПСР и давая ей возможность сформировать однопартийное правительство, в стране будет утверждена стабильность, однако произошло обратное, нестабильная ситуация в стране обострилась еще больше).

Турецкая пресса написала, что для работающих в вооруженных силах Турции 30.000 гражданских служащих начинается новый период. Согласно опубликованному в официальной газете постановлению, внесены поправки к принятому в 1982г. закону, согласно которым работающим в вооруженных силах, жандармерии и службе береговой охраны Турции сотрудникам разрешено носить хиджаб (мусульманский головной убор). Министр обороны Турции Фикри Ышык в парламенте заявил, что в рамках борьбы с гюленистами из вооруженных сил было уволено 20.088 военнослужащих: в связи с ПВП из вооруженных сил было уволено, либо арестовано 150 генералов и адмиралов: 87 – из сухопутных войск, 31 – из военно-морских сил, 31 – из военно-воздушных сил.

Правящая партия «Справедливость и развитие» (ПСР) предложила внести изменение в законодательство, согласно которому в случае женитьбы с пострадавшей стороной подвергший сексуальному насилию несовершеннолетнее лицо освобождается от уголовной ответственности. Против него высказались оппозиционные ПДН и ПНД. Пользователи соцсетей также высказали свое возмущение в связи с поправкой. С целью ее пресечения на Change.org даже начался сбор подписей. В Стамбуле около 3000 человек вышли на улицу, дабы выразить свой протест против представленных поправок о сексуальном насилии к закону. Демонстранты несли плакаты с лозунгами «Изнасилование не может быть оправдано!», «ПСР, руки прочь от моего тела!» и т.д.

Бинали Йылдырым, оправдывая поправку, отметил, что это вовсе не «попытка» оправдать изнасилование: «Многие в молодом возрасте не знают законов, рожают детей, отца сажают в тюрьму, дети остаются одни с матерью. Выяснилось, что в таком положении находятся 3000 семей. Это не шаг для прощения изнасилования». Позже Бинали Йылдырым заявил, что ПСР с целью доработки решила отозвать из парламента свое предложение.

На стене гимназии Мхитарян в стамбульском квартале Бомонт появилась расистская надпись: «Однажды ночью мы вдруг появимся в Карабахе». Было подчеркнуто, что это уже третий случай за последние четыре месяца, когда армянские школы в Стамбуле становятся мишенью для расистских надписей. В августе подобная надпись появилась на стене гимназии Сурб Хач Дпреванк в Ускюдаре (Скютар), а в сентябре – на стене армянской школы Калфаян в Ускюдаре. Авторы этих расистских надписей остались безнаказанными. Депутат от ПДН Сезгин Танрыкулу включил вопрос надписей на стенах школ в повестку парламента и еще в сентябре обратился по данному вопросу к Бинали Йылдырыму, однако не получил ответа.

62-й Стамбульский суд признал невиновными лиц, озвучивших угрозы в адрес армянской газеты «Акос». Руководитель Стамбульского офиса партии «Националистическая Турция» Билал Гекчеюрт и председатель националистической организации «Туран Оджаклар» («Очаги Турана») Эрджан Урчар оставили перед редакцией «Акоса» черные венки, затем посредством социальной сети угрожали со словами «Однажды ночью мы можем прийти». Присутствовавший на судебном заседании редактор «Акоса» Эдвард Данзикян в своем выступлении отметил, что перед убийством Гранта Динка также сказали «Однажды ночью мы можем прийти». Как бы то ни было, суд решил оправдать Гекчеюрта и Урчара «за неимением достаточных доказательств». Адвокат «Акоса» Хакан Бакырджиоглу обжаловал решение, отметив, что оно незаконно. Гаро Пайлан же обратился к Йылдырыму, поинтересовавшись, какие шаги предпринимаются по запрещению направленных против меньшинств растущих и остающихся безнаказанными преступлений ненависти, с целью обеспечения безопасности организаций и структур, находящихся под угрозой меньшинств. В ноябре было сообщено, что компания, очищающая дно озера Ван, обнаружила на дне озера хачкары.

Взрывы, PKK. В ноябре в Турции продолжался парад взрывов, столкновения с боевиками PKK. Один из взрывов был зафиксирован в центре города Диарбекир. Возле здания местной полиции был взорван заминированный микроавтобус. По словам Бинали Йылдырыма, в результате взрыва погибло 11 человек, двое из которых – полицейские. Кроме того, были ранены более ста человек. Во время взрыва была использована одна тонна взрывчатки. Вследствие взрыва пострадали примыкающие здания. Турецкие власти ответственным за взрыв признали PKK, отметив, что об этом свидетельствуют записи переговоров с членами PKK и отрицая, что ИГ имеет отношение к взрыву.

Возле здания стамбульского аэропорта имени Ататюрка была зафиксирована перестрелка, аэропорт был заблокирован. Перестрелку начали полицейские, когда неизвестные лица на мотоцикле отказались остановиться. Позже правоохранители задержали предполагаемых преступников, отказавшихся подчиниться требованию полицейских. У подозреваемых не было обнаружено оружия или взрывчатки. Был зафиксирован один раненый. Кроме того, в промышленной зоне стамбульского квартала Султанбейлы прогремел сильный взрыв. В результате взрыва пострадало, по меньшей мере, 10 человек.

Еще один взрыв был зафиксирован в городе Адана, возле здания офиса главы провинции. На местной автостоянке был взорван начиненный взрывчаткой автомобиль. В результате взрыва погибли двое, пострадали – 33 человека. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Берат Албайрак заявил, что взрыв предположительно произвела женщина, а мишенью атаки был именно глава провинции, который должен был прибыть на работу всего через пять минут после инцидента. Через несколько дней ответственность за взрыв на себя взяла группировка «Соколы освобождения Курдистана (TAK). Позже в Адане был пресечен новый теракт.

Эрдоган представил данные о потерях турецких сил безопасности в борьбе с PKK: «Начиная с 20 июля 2015г. (возобновления военных операций против PKK), в борьбе с PKK погибло 787 сотрудников сил безопасности (военных, полицейских, сельских стражей), а также 312 граждан, ранения получили более 400 представителей сил безопасности и свыше 2000 граждан. Было изъято 5500 единиц стрелкового оружия, 650.000 патронов, 142 тонны взрывчатки, около 15.000 бомб». Интересно, почему Эрдоган не говорит о своих предвыборных обещаниях, что в случае избрания ПСР в стране установится стабильность, тогда как в Турции каждый месяц фиксируются теракты, взрывы, а борьба с PKK возобновилась с новой силой.


Возврат к списку
Другие материалы автора