• am
  • ru
  • en
Версия для печати
11.09.2015

США И НАТО ИСПОЛЬЗУЮТ ПО МАКСИМУМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ И ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Психологические операции — приемы воздействия на умонастроения и формирование взглядов населения — обычная информационная политика США и НАТО

Дон Норт (Don North) — военный корреспондент, освещавший войну во Вьетнаме и многие другие конфликты по всему миру.

Как было отражено на недавней конференции НАТО в Латвии и в новом пентагоновском руководстве «Право войны», правительство США пришло к убеждению, что для контроля и манипулирования информацией в качестве оружия «мягкой силы» необходимо объединить психологические операции, пропаганду и пиар под крылатой фразой «стратегические коммуникации».

Такое отношение привело к рассмотрению психологических операций — манипулятивных приемов воздействия на умонастроения и скрытного формирования взглядов целевых групп населения — как всего лишь обычной информационной политики США и НАТО.

«Основная идея НАТО состоит в том, чтобы психологические операции выглядели как принципиально открытая, правдивая и доброкачественная деятельность. И это — с одновременным устранением каких-либо значимых различий между отечественными и зарубежными СМИ, социальными медиа, — означает, что психологические операции, по сути, спаяны с публичной политикой и общественно-политическими коммуникациями», — указал британский военный историк, доктор Стивен Бедси (Stephen Badsey), один из ведущих авторитетов в мире по анализу использования медиа в войнах.

Бедси заявил, что НАТО в значительной степени отказалась от представления, что необходимо четко разделять психологические операции и коммуникации, связанные с публичной политикой, при этом НАТО официально исключает применение «черной пропаганды» или заведомо ложных сведений, направленных на дискредитацию противника.

«Длительная дискуссия о том, должна ли быть защита от психологических операций в обычной информационной деятельности и публичной политике, сейчас в основном завершилась, и, на мой взгляд, победила сторона, мнение которой противоречит здравому смыслу», добавил Бедси.

И, будучи частью этого Дивного нового мира «стратегических коммуникаций», американские военные и НАТО пошли сейчас в наступление против средств массовой информации, которые представляют настоящую журналистику, т.е. против тех, кто сомневается в правильности того, что правительство США стремится сообщить миру.

Подобное мышление привело к изданию Пентагоном нового руководства «Право войны», которое предполагает, что журналисты в военное время могут считаться «шпионами» или «непривилегированными участниками военного конфликта», поэтому они могут быть подвергнуты бессрочному тюремному заключению, военному трибуналу и внесудебной казни. Такие методы применялись к террористам «Аль-Каиды», которых также назвали «непривилегированными участниками военного конфликта».

Переработанное руководство «Право войны» подверглось резкой критике со стороны представителей как основных СМИ мейнстрима, так и независимых медиа, включая редакторов The New York Times и Комитета по защите журналистов (Committee to Protect Journalists), а также ученых, таких как доктор Бедси.

«Отношение к СМИ, выраженное в подготовленном Пентагоном руководстве 2015года, является нарушением международных законов войны, которые подписали США, — начиная от Гаагской конвенции 1907 года, и до женевских конвенций», — сказал Бедси, профессор конфликтологии Университета Вулверхэмптона (Wolverhampton University) в Великобритании, который часто критикует информационные тактики американских военных.

«Но [это руководство] является отражением подхода, продемонстрированного в полной мере более десяти лет назад в Ираке, когда Пентагон решил, что некоторые СМИ, в частности „Аль-Джазира“, являются врагами, которые должны быть уничтожены, а не легитимными источниками новостей».

Читать далее: http://inosmi.ru/world/20150910/230185708.html#ixzz3lPrtkJZV