• am
  • ru
  • en
Версия для печати
12.07.2024

Андрей АРЕШЕВ: БАКУ ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ ДЛЯ СЕБЯ НЕ ТОЛЬКО КАРАБАХСКИЙ ВОПРОС, НО И АРМЯНСКИЙ

   

Насколько реально в ближайшее время заключение мирного договора между Арменией и Азербайджаном? Если армянские власти изменят Конституцию, Баку заключит мир или начнет выдвигать какие-то новые требования к армянской стороне в качестве предусловия для подписания мирного договора? Насколько реалистична возможность новой эскалации? На эти и другие вопросы ИАЦ Verelq ответил эксперт фонда стратегической культуры, российский политолог Андрей Арешев.

– Сейчас опять активизируются разговоры о возможном мирном договоре между Арменией и Азербайджаном. Мы видим, что армянская сторона заявляет, что в любой момент готова его подписать. Азербайджан говорит, что там есть несогласованные пункты. Сейчас якобы речь идет только о пунктах, касающихся Конституции Армении. Насколько реально в ближайшее время заключение мирного договора между Арменией и Азербайджаном?

– Вы знаете, практически все последние годы, после окончания активной фазы 44-дневной войны, так или иначе этот вопрос всплывал. И мы знаем, что стороны готовились на определенном этапе к подписанию мирного договора, в частности, в конце 2022 года. Даже было понятно место подписания этого документа – во время визита Ильхама Алиева в Тбилиси в октябре, если не ошибаюсь, 2022 года (он сам об этом потом говорил в одном из интервью). Но, тем не менее, как мы понимаем, договор до сих пор не подписан, работа опять-таки ведется вне публичного поля, и мы не можем достоверно сказать, что конкретно является препятствием для успешного завершения этого процесса, хотя бы, так сказать, на публичном уровне. Мы понимаем, что подписание любой бумаги означает лишь этап в долгом и тяжелом пути армяно-азербайджанского диалога. Но, тем не менее, стороны постоянно об этом заявляют. Но мы можем предполагать наличие различного рода подводных камней, которые не позволяют подписать этот документ.

Мне кажется, что речь идет о максималистских требованиях Азербайджана, который пытается в максимальной степени решить для себя не только карабахский вопрос, но и армянский, как таковой, в том числе выдвигая различного рода требования, которые могут быть неоднозначно восприняты не только армянским обществом, но даже действующей армянской властью. Но это, повторюсь, опять-таки мои личные предположения, потому что всей информацией о ходе переговорного процесса мы не обладаем.

– Сейчас Баку в качестве главного предусловия для подписания мирного договора выдвигает требования об изменениях в Конституции Армении. Судя по риторике последнего времени армянская власть, в принципе, готова на это пойти. Допустим, армянские власти пошли на этот шаг и изменили Конституцию. На ваш взгляд, даст ли это возможность заключить мир, или после этого у Баку появятся какие-то новые требования к армянской стороне в качестве предусловия для подписания мирного договора?

– Я практически полностью уверен, что требование изменения Конституции – это далеко не единственное предусловие, с которым выступает Азербайджан. И просто проанализировав выступления бакинских политиков, начиная с президента, мы можем предполагать, что речь идет, помимо изменения Конституции, о целом ряде требований, которые озвучиваются с той или иной степенью публичности. Например, возвращение бывших граждан азербайджанской национальности и их потомков на территории их прежних мест компактного проживания в Армянской ССР. Это первое. Второе – окончательное решение вопросов об анклавах. Не только тех полуанклавов – 4 сел, вокруг которых мы помним какие недавно кипели страсти. Но там есть еще 4 бывших азербайджанских анклава, которые позволяют контролировать коммуникации, соединяющие Армению на севере с Грузией, а в случае Кярки (Тигранашен) с Сюником и с Ираном.

Третье возможное требование – экстерриториальный «Зангезурский коридор», то есть сквозное сообщение через Мегринский район. О чем много говорится, о чем, собственно говоря, упоминают не только различные армянские эксперты, но и американцы, которые достаточно часто сейчас бывают в Ереване, и, как мы можем понять, достаточно плотно мониторят внутри и внешнеполитические процессы в Армении и процессы, связанные с возможным заключением мирного договора.

Можно предположить еще ряд требований, которые до поры до времени не высказываются публично. Например, требования, связанные с определенными параметрами армянской армии, которые хотел бы видеть Азербайджан с точки зрения своих интересов. Ну и возможно не только это.

Поэтому предметов для торга, как мне кажется, довольно много, доподлинно неизвестно, в каком состоянии сейчас находится переговорный процесс и намерена ли армянская сторона удовлетворять все те требования, которые ей предъявляются (со стороны Азербайджана).

– С одной стороны, говорится о возможности подписания мирного договора, а с другой армянские власти заявляют о подготовке Азербайджаном новой агрессии после конференции ООН по климату в Баку (Конференции участников Рамочной конвенции ООН по изменению климата COP 29). Насколько реальна возможность новой эскалации? И зачем Армения портит отношения с Россией, если сама же заявляет, что Баку готовится к новой эскалации? Будет ли Запад готов защитить Армению с учетом того, что таких заявлений со стороны Запада мы и не слышали?

– Да, я думаю, что шантаж военной силой не исключен. Я не знаю, на основании каких данных руководствуется МИД Армении, когда заявляет о возможности эскалации, но это не исключено. Мы видели, как подобного рода сюжеты разворачивались в приграничных районах в 2021-2022 гг.

Что касается различного рода внешних гарантий, то я согласен с вашим тезисом о том, что едва ли те западные наблюдатели, скажем, сотрудники европейской мониторинговой миссии, которые довольно активно патрулируют южные районы Армении, могут стать каким-либо сдерживающим фактором в случае гипотетической эскалации напряженности и каких-то военных инцидентов. Дистанцирование действующей армянской власти от России достаточно очевидно и особо не скрывается. В то же время гарантом безопасности Армении едва ли могут быть те представители западных спецслужб или других организаций, которые, как мы знаем, достаточно активно сейчас заявляют о себе в Ереване, в других местах. Скорее они могут быть гарантами сохранения и воспроизведения личной власти Никола Пашиняна и «Гражданского договора» в случае возобновления или повторения тех уличных протестов, свидетелями которых мы были недавно.

Я бы обратил внимание на срочный визит в Армению именно в эти дни главы запрещенного в России агентства USAID Саманты Пауэр, насколько я понимаю, раньше он не был объявлен официально. Он, очевидно, тоже связан с укреплением армяно-американских контактов по отдельным направлениям. В принципе, ситуация остается во многом неопределенной и чреватой различного рода неприятностями и инцидентами.

Айк Халатян
www.golosarmenii.am


Возврат к списку