
ТОЛЬКО СОЗДАНИЕ ВПК МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ
В интервью «ГА» доктор экономических наук, профессор Татул МАНАСЕРЯН говорит о возможностях и условиях решения экономических проблем Армении.
– Г-н Манасерян, понятно, что война, тем более, с весьма печальным исходом еще более усугубит экономические проблемы нашей страны. Какие шаги, на ваш взгляд, следует предпринять, чтобы улучшить экономическую ситуацию?
– При абсолютной некомпетентности нынешней власти рассчитывать на позитивные процессы не приходится. Поэтому сегодня следует скорее ставить вопрос: не что нужно делать, а кто это будет делать. Но если во власти произойдут перемены и будет поставлена задача изменить положение к лучшему, то первое, с чего следует начинать, это проводить все назначения, основываясь только на результатах абсолютно объективного конкурса, где важнейшим критерием является компетентность. Только в этом случае появится возможность быстро вернуться хотя бы к тому состоянию, которое было до пандемии и начала войны.
– Но состояние экономики того времени никак нельзя признать удовлетворительным…
– Разумеется. Говоря о возвращении к довоенному уровню, я имел в виду то состояние, с которого можно хотя бы что-то начать. А нашей первейшей задачей является развитие военно-промышленного комплекса. В этом я еще раз убедился, участвуя в последних военных действиях. С автоматом в руках невозможно воевать против беспилотников, града, ракет… Это и есть главная причина наших потерь.
– Но создание предприятий ВПК требуют серьезных вложений. Откуда взять эти деньги?
– Вложения появятся только при условии доверия. Местных средств для этого недостаточно, то есть приходится рассчитывать на зарубежные инвестиции, в том числе и со стороны диаспоры, а имеющихся местных профессиональных ресурсов, необходимых для развития ВПК, у нас достаточно. Но зарубежные вложения возможны только, как я уже сказал, при условии полного доверия, уверенности в том, что средства не только не будут разворованы, но и грамотно использованы. Сегодня это условие мы обеспечить не можем.
– Предположим, во власти произойдут ожидаемые перемены, но ВПК – огромная и очень разнообразная сфера, как определиться с теми направлениями, развитие которых действительно перспективно?
– У нас есть конкретная программа по развитию ВПК, который может производить все – и вооружение, и товары двойного назначения. Во всех случаях это та сфера, где в первую очередь находят применение современные технологии, которые в дальнейшем переходят в другие области, что способствует их современному развитию и созданию эффективной экономики. Такая страна, как Армения, которая находится в состоянии незаконченной войны, в первую очередь и незамедлительно должна обратить внимание на развитие военной промышленности.
– Это государственная программа?
– Разумеется, нет. В наших нынешних государственных структурах я не вижу людей, способных на разработку конкретных и эффективных программ в какой бы то ни было области. Программа по развитию ВПК была разработана нашей группой профессиональных экономистов.
– Вы представляли эту программу в какую-нибудь государственную структуру?
– Да, но, как и следовало ожидать, никакой реакции не последовало. Не помню случая, чтобы какая-либо перспективная инициатива получила государственную поддержку.
– Наверное, надо как-то решать и вопросы продовольственной безопасности…
– Как я уже сказал, ВПК решит все вопросы. Армию надо кормить, а ВПК привлечет передовые технологии и в аграрное производство. Но сначала надо сменить власть. А дальше, как я уже сказал, отбирать кадры по принципу профессиональной компетентности. В масштабе Армении я не вижу больших проблем в реализации актуальных задач. Думаю, надо просто собраться, быть менее эмоциональными и более разумными, время идет очень быстро, а региональные развития не допускают промедления. Посмотрите, что творится там, куда входят силы врага, и это только начало.
– Что может стать гарантией инвестиций и активного участия зарубежных партнеров?
– В первую очередь это наши действия, позиция властей Армении, общества. Должны быть инвестиции и с армянской стороны, что вызовет доверие к нам, а если мы этого не сделаем, то не будет ни сотрудничества, ни кооперации.
– Как отразится на ситуации в Армении присутствие российского миротворческого контингента?
– Некоторая стабильность ожидается. Вопрос в том, как мы воспользуемся этой стабильностью.
– У России есть экономические интересы в Армении?
– У России здесь стратегические интересы, включая и экономические. Это газопровод, инфраструктура, дороги и т.д. Но пока об этом говорить рано.
– Удастся ли вернуть население в оставшуюся часть Арцаха?
– Трудно пока что-то говорить, поскольку процесс только начался, посмотрим. Но многие карабахцы уже возвращаются в родные места. Другой вопрос – удастся ли им помочь обеспечить сколько-нибудь нормальную жизнь.
– Развивать ВПК следует только Армении или и в Карабахе?
– Это фактически одна страна. И все планы развития распространяются на оба армянские государства. Вопрос только в политической воле.
– Надо ли присоединить Арцах к Армении?
– Все зависит от ситуации в Армении. Надеюсь, у нас будут новые дипломаты, другого уровня. Возможен новый формат. Ведь сегодня мы имеем совершенно другую реальность, чем та, которая была до войны, я не знаю, насколько эффективно будет работать Минская группа, насколько будут превалировать интересы России, как это отразится на российско-турецких отношениях и т.д. Все очень взаимосвязано.
– У вас есть какие-то прогнозы?
– Делать прогнозы сегодня трудно. Но определенные устремления и предложения конкретных шагов есть, но я пока не хочу говорить об этом. Нужно, чтобы было нормальное правительство, возможность работать, в нынешней ситуации нереально реализовать имеющиеся конкретные предложения и планы. В то же время разработанная нашей группой программа в состоянии полностью изменить экономическую ситуацию, обеспечить внедрение передовых технологий во всех сферах, создать наукоемкие отрасли производства, повысить эффективность аграрного сектора, сфер науки и образования.
– А как будет решаться вопрос беженцев, находящихся в Армении?
– Создание приемлемых условий жизни для этих людей является приоритетной задачей, эти средства нужно найти, тем более, что социальные программы не связаны с экономикой. Сложная экономическая ситуация в Армении не дает права оставить этих людей без помощи.
Гаянэ Сармакешян
Возврат к списку