• am
  • ru
  • en
Версия для печати
20.08.2019

ПИРАТСКАЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА»

   

Владимир Дергачев

К концу двадцатого столетия технология «управляемого хаоса» нашла фундаментальный научный базис (синергетика, теория хаоса, теория катастрофы и др.) и вошла в практику геополитики неоколониализма. Авангардная роль в разработки этой аморальной технологии принадлежит американскомуИнституту междисциплинарных исследований Санта-Фе. Среди идеологов технологии «управляемого хаоса» чаще всего называют Джина Шарпа и Стивена Манна.

Практическим фундаментом технологии «управляемого хаоса» у противника стали «содействие» демократии и рыночным реформам, повышение экономических жизненных стандартов и уровня потребления, вытеснение идеологии и национальных социокультурных ценностей. Результатом массированной информационно-психологической войны должно стать перестройка массового сознания, снижение граждан к сопротивлению и самоорганизации, формирование общества со стертой памятью. Разрушается национальное государство, которое переходит из субъекта в объект международной политики или транснациональных компаний и не может существовать без внешних заимствований. Для ускорения переформатирования государства используется «гуманитарные интервенции» с помощью самых справедливых бомб и ракет.

Теория «управляемом хаоса» исследует пути перехода относительно устойчивой социально-политической системы в критическое состояние неустойчивости (точку бифуркации) и возможный дальнейший переход на новый уровень упорядоченности. При этом происходят радикальные (революционные) изменения системы в заданном направлении.

Главной сферой «глобальной критичности» является военная безопасность. На глобальном и региональном уровне в качестве важнейших «зон критичности» выступают политика, финансы, экономика, религия, торговые транспортные коммуникации, добыча и транспортировка энергоресурсов (энергетическая геополитика), массовые коммуникации, образование и экология.

В условиях глобализации мировая финансовая система стала «сферой неустраняемой критичности», увеличилось число стран с доминирующей зависимостью от внутренних и внешних факторов (экспортно-импортных операций, транспортных коммуникаций). Добыча и транспортировка нефти и природного газа, устойчивость международных транспортных коммуникаций стали важнейшими «зонами критичности» глобализующегося мира.

Для того, чтобы организовать хаос в «неправильной» стране и довести её до точки социальной бифуркации необходимы следующие условия:

  • знание о состоянии социально-политической системы в процессе её развития,
  • достаточное время для приведения системы к точке бифуркации,
  • достаточное количество средств управления развитием системы,
  • возможность прогнозирования результатов управления бифуркацией.

В новейшей истории большинство «правильных» революций осуществляется по одному сценарию:

  • начинаются с незначительного повода (события) в относительно благополучных странах со стабильным режимом,
  • получают молниеносную одобрительную реакцию и военную угрозу Запада с требованием прекратить насилие в отношении «демократических» революционных сил.

В организационном отношении необходимо консолидировать разные силы против существующей власти, дестабилизировать обстановку в стране с помощью криминала, радикальных националистов, адептов тоталитарных сект, молодежи из группы социальной беспризорности, общественных (например, студенческих) протестов, дискредитации государственных институтов, включая силовиков. Важно, создать во власти или в оппозиции критическую массу проамериканских или прозападных марионеток, как например, во время цветных революций в Грузии и ни Украине. В условиях глобализации сложные социально-экономические системы исключительно открыты к воздействию внешней среды и находятся преимущественно в состоянии «неравномерного порядка», который легко можно обрушить в «детерминированный хаос», в свою очередь способного при слабых внешних воздействиях самоорганизовываться в относительно устойчивый порядок. Это в теории, а на практике американцы успешно научились создавать хаос с малой вероятности его трансформации в порядок. Как показал американский опыт, на практике не всегда удается эффективно управлять возникшим хаосом, процесс может выйти из-под заданного контроля, и в итоге к власти приходит непредусмотренная западными организаторами третья сила. И тогда надолго в «неправильной» (с точки зрения Запада) стране воцарятся хаос (Ирак, Ливия, Афганистан, на очереди Украина).

Технологии «управляемого хаоса» реализуются в многомерном коммуникационном пространстве государства: географическом, информационном, духовном (конфессиональном), социокультурном, экономическом. Эффективность технологии достигается за счет кумулятивного эффекта целенаправленного «залпа» по конкретной «вражеской» территории, создающего разрушительную энергетику на рубежах многомерного пространства. В качестве «пороха» кумулятивного снаряда используется концентрированная и целенаправленная информация. Преимущественно в информационном пространстве разворачиваются основные стратегические разведывательные и военные операции, включая разведку и контрразведку, а также медийное, дипломатическое, экономическое и техническое сопровождение. В качестве основных «родов войск» кроме традиционных, выступают информационное обеспечение операций, формирование общественного мнения, наука, инновации. Особое место здесь занимает психотропное оружие (аналитическая психология), обеспечивающая воздействие на этническую, религиозную и коллективную психологию граждан «вражеской» территории. Внешняя сила формируют модель поведения через манипуляцию основными властными и другими социальными группами.

Кумулятивный эффект этих технологий многократно усиливается, если вместо площадного информационного «бомбометания» главный удар направляется на часть местной элиты или электората, наиболее подверженных внешнему воздействию. Поэтому необходимо обратить внимание, что после распада Советского Союза уже менялись направления главного удара. В геополитических технологиях, направленной против бездумной Восточной Европы, выделяется три волны цунами демократии1.

Рассмотрим главные направления «мягкого» удара.

Политическое пространство. Использование разными политическими партиями западных манипулятивных политтехнологий и политтехнологов в борьбе за власть. Вытеснение идеологии и национальных социокультурных ценностей. Разрушение доверия к институтам государственной власти за счёт распространения неолиберальных мифов и внедрения марионеток и подготовленной «пятой колонны» из фальшивой и продажной «элиты в законе» и радикальных националистов. Поощрение культа денег, коррупции и бюрократизации государственного аппарата. Игнорирование рекомендаций науки и аналитического сообщества.

Социальное пространство. Нарушение социальных связей между поколениями. Поощрение расслоения общества на богатых и бедных. Блокировка стратегического мышления «элиты в законе». Разрушение местной образовательной системы путем внедрения более «прогрессивной» и насаждение примитивной массовой культуры. Когда человек меньше думает, он «правильно» голосует и лучше покупает.

Экономическое пространство. Превращение национального государства из субъекта в объект международной экономически политики. Когда государство становится неспособным существовать без внешних заимствований и оказывается заложником международных финансовых институтов. В результате кредитной зависимости и сокращения расходов на социальные нужды, медицину, образование, науку и культуру образуется дешевая рабочая сила. Например, Европейский Союз, заинтересован заменить (дополнить) гастарбайтеров-мусульман из арабских стран, плохо интернирующихся в европейское общество, на белых «рабов» из Восточной Европы.

Экологическое пространство. Использование экологического движения для разрушения государства. Особенно эффективно эта технология использовалась в последние годы существования Советского Союза. Когда с помощью западных грантов финансировали местных экологов, слепо выступавших разрушителями государственности.

Конфессионально пространство. Переформатирование конфессионального пространства. Массовый экспорт чуждых местной религиозной среде тоталитарных сект (евангелистских, сайентологов и др.). Продвижение их адептов на вершину власти, например, в преимущественно православных государствах. Разжигание межконфессиональных и межнациональных конфликтов. Разрушение родственных социальных связей.

После националистического переворота на Украине во главе преимущественно православного государства оказался пастор евангелисткой секты. К адептам тоталитарной секты сайентологов 2 относится и временный премьер-министр пан Арсений Яценюк. В СМИ пишут, что его членство в секте обеспечило продвижение к власти. Видный деятель секты сайентологов проскакал как молодой козлик по многим государственным должностям Украины без ощутимых результатов. Непорочная Мария Магдалина «оранжевой революции» успешно использовала тоталитарные сектантские технологии во время очередного штурма властного олимпа под «управлением любви». Члены партии «Батьковщины», ставшие главной оппозиционной силой, в особых торжественных случаях облачались в Верховной Раде в белые одежды со значком пульсирующего красного сердца. Они обращались к чувствам и вере вместо разума и логики. А там где бездумная любовь – разум бессилен.

Достижение этих задач в многомерном пространстве государства, создает рубежную критичность или неустойчивость (точку бифуркации), обеспечивающую условия для внешнего управления созданного хаоса. Технология «оффшорной геополитики» в сочетании с технологией «управляемого хаоса» обеспечивает контроль над властной элитой, в том числе за счет мониторинга и блокирования их зарубежных счетов. Главная цель организаторов управляемого хаоса — геополитическое переформатирование страны или региона как одна из форм неоколониализма — превращения государства в сырьевой придаток Запада.

Советская сверхдержава осуществляла жесткое противодействие проведению Западом «банановых революций» в развивающихся странах (Корея, Куба, Вьетнам, Ангола и т.д.). Поэтому Соединённые Штаты сделали упор на «мягкую силу» – создание нового оружия массового поражения. Так как молодое американское государство активно не участвовало в колониальном пределе мира европейцами, оно начало активно использовать в качестве оружия неоколониализма «принципы демократии», «права человека» и «права народов на самоопределение». Под патронажем США были создана международная правовая система, способствующая реализации геополитических технологий неоколониализма на основе «двойных стандартов» (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, ОБСЕ, ПАСЕ и многие другие). Организация Объединённых Наций приняла в 1966 году Международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах. В результате новый принцип права на самоопределение вступил в противоречие с генеральными принципами из устава ООН — территориальной целостности государства и нерушимости границ.

В новейшей истории геополитические технологии «управляемого хаоса» были эффективно использованы не только для «банановых революций», но и для больших, казалось бы, устойчивых социально-политических систем. Например, «бархатные революции» в Центрально-Восточной Европе, распад Советского Союза и Федеративной Республики Югославии.

Специфика использования технологий «управляемого хаоса» в Косово была связана со столкновением в регионе разных геополитических проектов и интересов (проект «Великая Албания», исламский проект, мафиозный проект наркотрафика, террористический проект, военно-энергетический проект). В Ираке, Афганистане, Югославии, Грузии и других странах была своя специфика применения «управляемого хаоса» для разрушения субъектности развития. Одним из основных результатов применяя технологии «управляемого хаоса» на постсоветском пространстве является разрушения субъектности развития государств из-за неспособности перейти на инновационный путь развития3.

Технологии хаоса были заложены в основу «цветных революций», «арабской весны» и «оглушительной» победы националистической «черной революции со смрадом» на Украине. На Украине, при попустительстве властей, с помощью США, протестных выступлений и радикального национализма были успешно скомпрометированы важнейшими институты государственной власти.

России за последние годы удалось предотвратить (приостановить) сползание страны к точке социальной бифуркации. Цель применения технологии «управляемого хаоса» против России еще задолго до появления теории сформулировал «железный канцлер» Германской империи Отто Бисмарк: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но можно привить ложные ценности, и тогда они победят сами себя!». Если современная Россий частично вырвалась из «объятий» технологий «управляемого хаоса», то Украина с помощью западных марионеток и разжигания национализма в него погрузилась до утраты целостности страны.

Последним достижением США стало использование на Украине евронацизма (гремучей смеси нацизма и еврейства) при реализации технологии «управляемого хаоса». Как и в отношении ядерного оружия, необходимо принять международные правила о запрете применения нового вида оружия массового поражения — геополитических технологий «управляемого хаоса». Так как внедрение технологий «хаоса» осуществляют группы непрерывного кризисного мониторинга Госдепа США, запретить им въезд в суверенные государства.

Возможно, в процессе геополитической трансформации мира аморальная пиратская технология «управляемого хаоса» будет признана мировым сообществом преступным орудием массового поражения.

Литература

Илья Пригожин и Изабелла Стенгерс «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой», (первое английское издание, 1979; русский перевод, 1986).

Джин Шарп «От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения» (первое издание на английском, 1993; перевод на русский, 2005).

Стивен Манн «Теория хаоса и стратегическая мысль» — Steven R. Mann «Chaos theory and strategic thought» (1992).

Стивен Манн «Реакция на хаос» — Steven R. Mann. The Reaction to Chaos // Complexity, Global Politics, and National Security. Edited by David S. Alberts and Thomas J. Czerwinski. National Defense University Washington, D.C. 1998.

Константин Сивков Управляемый хаос подбирается к России — Военно-политический курьер

Владимир Лепский Технологии управляемого хаоса – оружие разрушения субъектности развития.

Юрий Бялый Управляемый хаос. Концепт Стивена Манна и его проекции на мировую политику. — «Суть времени», № 6 от 28 ноября 2012 года.

Юрий Бялый «Об искусстве интерпретаций». — «Суть времени» № 66 от 26 февраля 2014 года.

Юрий Бялый Управляемый хаос. Глобальный радикальный ислам в энергетических и транспортных войнах XXI века.

1. Владимир Дергачев Последствия цунами бездумной демократии. - Мир перемен, 2006, № 2.
2. Сайентология (знание знания). Тоталитарная секта саентологов была создана на основе околонаучного и псевдорелигиозного учения американского писателя-фантаста Рона Хаббарда, которое оппоненты называют экстремистским, шизофреническим и параноидальным. Сайентология ориентирована на карьеристов, стремящихся к власти и коммерческому успеху.
3. Владимир Лепский, Технологии управляемого хаоса – оружие разрушения субъектности развития». 



Источник: dergachev.ru
Возврат к списку