
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОСИ АНКАРА-ТБИЛИСИ-БАКУ В КОНТЕКСТЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ США НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
Валерия ГянджумянАспирант Российско-Армянского (Славянского) университета
После распада СССР территория Южнокавказского региона становится ареной геополитических баталий как для сопредельных стран (Россия, Турция, Иран), так и для внерегиональных центров силы (США, ЕС), которые, преследуя собственные национальные интересы, по-своему определяют пути достижения стабильности региона и его вовлечения в мировое сообщество. Именно последним обстоятельством объясняется конфронтация между центрами силы в вопросах осуществления тех или иных военно-политических, экономических и энергетических программ и проектов, посредством которых эти центры пытаются распространить сферу своего собственного влияния на Южный Кавказ.
В постсоветский период для Турции открылась перспектива по усилению своих позиций на Южном Кавказе, в результате чего ей удалось стать одной из наиболее важных региональных стран. Ее попытки по осуществлению геостратегии, направленной на установление своего влияния на Южном Кавказе, во многом были связаны с восприятием Турции со стороны США и ЕС как силы, способной консолидировать тюркоязычное пространство Кавказа и Средней Азии.
Рассматривая Южный Кавказ не только как регион, по которому возможно осуществить транспортировку богатых запасов каспийских и центральноазиатских углеводородов в западном направлении, но и как стратегический плацдарм, непосредственно примыкающий к южным границам России и Ирана, США приступили к программе по вовлечению республик региона в сферу своего влияния. Таким образом, исходя из своих национальных интересов, Вашингтон стремится преумножить свое влияние в регионе, что в дальнейшем приведет к ослаблению позиций России, а также способствует недопущению усиления Ирана в мусульманских ареалах Кавказа. Реализация этой задачи включает в себя формирование оси Анкара-Тбилиси-Баку, основой которой является общность экономических и политических интересов трех стран.
Стоит иметь в виду, что интеграционные процессы между Турцией, Азербайджаном и Грузией, а также инициированная Азербайджаном и Турцией блокада Армении во многом будут определять дальнейшие тенденции процесса развития геополитической ситуации на Южном Кавказе, что, естественно, не может не затронуть жизненно важные вопросы, связанные с национальной безопасностью Армении, поэтому выявление и исследование возможных вариантов развития ситуации в нашем регионе становятся актуальной задачей, решение которой во многом может содействовать выработке прагматичной политики, соответствующей сложившимся реалиям.
В современной политической и справочной литературе понятие «геополитическая ось» трактуется как союз двух или нескольких государств, нацеленный на достижение геостратегических целей [1, c. 177]. Можно констатировать, что на современном этапе происходит процесс оформления геополитической оси Анкара-Тбилиси-Баку, который зиждется на общности геополитических интересов Турции, Грузии и Азербайджана, наличии совместных энергетических и транспортных проектов, взаимосотрудничестве трех стран в военно-политической сфере. Каждая из этих стран, естественно, во главу угла ставит свои интересы, однако соответствие этих интересов общему контексту политики, проводимой США и ЕС в регионе, и сделало возможным воплощение в жизнь широкомасштабных проектов в сфере энергетики и транспорта.
Тем не менее позиция США по отношению к интеграционному процессу между Турцией, Азербайджаном и Грузией весьма двояка. С одной стороны, американцы посредством политической и экономической поддержки содействуют осуществлению проекта перекачки нефти и газа Каспия по турецкой территории в обход России и Ирана, используют Турцию в качестве активного проводника, содействующего вступлению Азербайджана и Грузии в Североатлантический альянс. Но, с другой стороны, Вашингтон весьма озабочен чрезмерным усилением позиций Турции в этих республиках. Учитывая данное обстоятельство, можно предположить причины негативной позиции США по поводу строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Поэтому американцы всячески стараются посредством втягивания Грузии и Азербайджана в различного рода собственные военные и экономические программы поставить под контроль процесс интеграции Грузии и Азербайджана с Турцией. Тем не менее процесс формирования геополитической оси Анкара-Тбилиси-Баку продолжается активными темпами.
Формирование оси трех стран сопровождается периодическими трехсторонними встречами на высшем уровне, которые выступают одним из важных рычагов координирования действий внешнеполитической и экономической политики стран в регионе. 19 февраля 2014 года в Гяндже состоялась третья по счету встреча министров иностранных дел (в Трапезунде – 2012, в Батуми – 2013), в которой вновь была отмечена приверженность трех стран к продолжению построения некого «тройственного союза» или «союза стран, через территории которых протекает река Кура»1. Кроме того, Азербайджан, Турция, Грузия координируют свои действия на площадках международных форумов и организаций, согласовывают свои позиции по региональным конфликтам. Так, во время принятия резолюции Генассамблеей ООН A/68L.39 под названием «Территориальная целостность Украины» Азербайджан, Турция и Грузия выступили общим фронтом, примкнув к странам, проголосовавшим за данную резолюцию2.
Важнейшей частью общей стратегии сотрудничества между Турцией, Грузией и Азербайджаном является именно экономическая сфера. При активной поддержке США были разработаны проекты строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум (БТЭ). Стоит отметить, что первоначально в переговорах по проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан приняли участие представители Азербайджана, Турции и Ирана. Согласно обнародованному проекту, маршрут нефтепровода должен был проходить через территорию Азербайджана, Ирана, Нахичеванской автономии, Турции. Однако из-за давления США Иран, в отношении которого действует торгово-экономическое эмбарго Вашингтона, был исключен из списка участников проекта.
На первых этапах переговоров по этому проекту теоретически ставился вопрос о возможности присоединения к нему и России. Однако, с одной стороны, Москва подвергала сомнению его экономическую целесообразность, с другой – у участников проекта и его спонсоров, в первую очередь США, набирала силу политическая целесообразность его реализации в обход России.
Исходя из вышесказанного, для Соединенных Штатов основная причина такой позиции – не допустить транспортировку основных объемов каспийской нефти через территорию России и тем самым способствовать ослаблению ее позиций в Закавказье и Центральной Азии. Кроме того, данный проект позволяет при транспортировке каспийских энергоносителей исключить территорию Ирана. По очевидным причинам территория Армении, которая гораздо предпочтительней по техническим и экономическим соображениям для прокладки транснационального трубопровода, чем территория Грузии, также не была задействована. В результате можно констатировать, что одной из геостратегических задач Турции и Азербайджана была и продолжает оставаться изоляция Армении от главных региональных энергетических и транспортных проектов.
Особой поддержкой США пользуется так называемый «Южный газовый коридор» – маршрут доставки газа из Каспийского региона в обход России. Государственный департамент США в лице заместителя помощника госсекретаря по энергетической дипломатии Амос Хочстейн на конференции Caspian Oil & Gas 2013 официально выказал поддержку Соединенных Штатов проекту «Южный газовый коридор»3. Ранее подобной поддержкой пользовался проект Nabucco. Однако в силу дороговизны данный проект оказался нежизнеспособным. Планировалось также реализовать проект Nabucco в усеченном виде – Nabucco-West от турецких границ до Австрии. Тем не менее 26 июня 2013 года консорциумом компаний выбор был сделан в пользу TAP (Trans-Adriatic Pipeline). Таким образом, газ в Европу из Азербайджана будет поступать по Трансадриатическому газопроводу, а не по трубопроводу Nabucco West4.
В настоящее время «Южный газовый коридор» представляет собой объединение Трансанатолийского газопровода (TANAP), который будет соединять Азербайджан с Турцией (через Грузию) и Трансадриатического газопровода (TAP). Таким образом, Баку впервые будет поставлять свой газ непосредственно европейским потребителям. В результате, можно констатировать, что проект Nabucco лишился своей ресурсной базы. Решение Азербайджана о самостоятельном экспорте своего газа через Турцию, используя TANAP, окончательно лишает его экономического смысла. Впрочем, в проекте Nabucco всегда преобладала политическая окраска, нежели экономическая целесообразность.
В связи с последними событиями вокруг Украины и санкциями против России активизировался процесс обсуждения вопросов диверсификации маршрутов поставки энергоресурсов в Европу в обход России. В Брюсселе состоялось совещание, касающееся Южного газового коридора, в ходе которого обсуждался вопрос поставок природного газа в 2018 году из Азербайджана в Европу через Трансанатолийский газопровод5. В этой связи стоит отметить, что Турция придерживается стратегического курса – превращения страны в средоточие энергетических потоков, что позволит ей усилить свое геополитическое влияния на Южном Кавказе. Однако до сих пор не сняты вопросы, касающиеся окупаемости данного проекта, а также достаточности азербайджанских запасов природного газа для масштабных поставок в Европу.
Еще один проект, который играет важную роль во взаимоотношениях трех государств, – строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Соглашение о строительстве железной дороги было подписано 8 февраля 2007 года в Тбилиси, которое предполагает прямое железнодорожное сообщение между Турцией и Грузией с последующим объединением данной ветви с уже существующей железнодорожной сетью в Азербайджане. В случае если ж/д туннель «Мармарай» (железнодорожный туннель под Босфором) будет объединен на востоке с предполагаемым железнодорожно-морским путем между Баку и Казахстаном (Актау) и далее – с Китаем, КАТБ станет частью более короткого, чем существующие на сегодняшний день, железнодорожного сообщения между Азией и Европой6. Узбекистан и Туркменистан выразили свою заинтересованность данным проектом железной дороги. Данное обстоятельство может означать, что страны Средней Азии получат возможность доставлять свои товары на европейские рынки Навои-Туркменбаши-Баку-Тбилиси-Карс.
Турция рассматривает железнодорожный проект КАТБ как важный геополитический и геоэкономический рычаг для продвижения своих интересов и осуществления связи с тюркскими государствами. Важно отметить, что в Южнокавказском регионе уже существует дорожная ветвь Карс-Гюмри-Тбилиси, однако в связи с экономической блокадой Армении, осуществляемой совместно Турцией и Азербайджаном с 1993 года, вовлечение Армении в транспортный проект на данном этапе представляется невозможным.
Позиция Вашингтона по поводу железнодорожного проекта КАТБ весьма неодобрительная. Было принято постановление об отказе финансирования проекта американскими компаниями. Данную позицию США можно объяснить с точки зрения преследуемых ими стратегических целей, направленных на создание энергетического коридора Восток-Запад, а также недопущения чрезмерного усиления Турции на Южном Кавказе и в Центральной Азии. В связи с данным обстоятельством США крайне негативно отреагировали на проект железного полотна КАТБ, выразив тем самым «проармянскую» позицию, направленную против изоляции нашей республики7.
Союзнические отношения Азербайджана, Турции и Грузии, подкрепленные энерго-транспортными и иными проектами, включают серьезную военную составляющую. На фоне военного и военно-технического сотрудничества в рамках блока Турция-Грузия-Азербайджан продолжается процесс милитаризации всего региона. В силу того, что Турция является членом НАТО, она не только заявляет о своей готовности помочь Грузии и Азербайджану в деле интеграции в Североатлантический альянс, но и подкрепляет свои заявления разносторонней военной помощью, адресованной своим непосредственным соседям.
Кроме того, между странами периодически проводятся совместные учения. Так, с 26 ноября по 3 декабря 2012 года в Анкаре прошли совместные учения специальных групп из всех трех стран. Стоит также отметить, что во время конференции 2 апреля 2013 года министр обороны Грузии Ираклий Аласания объявил о присоединении Турции и Азербайджана к совместным грузино-американским военным учениям в 2014 году8.
По мнению некоторых исследователей, в ближайшее время планируется создание военного блока Турции, Азербайджана и Грузии. В частности, в Азербайджане заговорили о создании единой азербайджано-турецкой армии. Об этом заявил член парламентского комитета по безопасности и обороне Азербайджана Захид Орудж, который выразил мнение, что формула сотрудничества сторон должна отличаться от ныне принятой «Одна нация, два государства» и звучать как «Одна нация, единая армия»9. Кроме того, существует мнение, что Турция и Азербайджан готовят новое масштабное военное соглашение, в котором будут обозначены конкретные обязательства государств в случае военной агрессии. Так, если ранее соглашения между Турцией и Азербайджаном предусматривали прямую военную помощь, то в соответствии с новыми договоренностями, стороны берут на себя обязательство оказывать помощь только в случае обращения одной из стран к другой10. Очевидно, что заключение данного соглашения Турции с Азербайджаном пользуется поддержкой НАТО, поскольку ранее НАТО негативно оценивало подписание подобного договора. А корректировка позиции НАТО во многом связана с политикой России, а также ситуацией в Крыму. Дело остается за получением поддержки со стороны США.
По сути, новое оформление взаимоотношений между Анкарой, Тбилиси, Баку закреплено в Трапезундской декларации (Trabzon Declaration). Данная декларация выступает первым подобным официальным публичным документом, подписанным между Турцией, Азербайджаном и Грузией, который по своему содержанию адекватен военно-стратегическому документу. В частности, в ней закреплена необходимость продолжения политики поддержки друг друга в международных организациях, отмечена важность принципа территориальной целостности, а также международно-признанных границ Азербайджана и Грузии. В документе уделяется внимание нагорно-карабахскому урегулированию, а также конфликту вокруг Абхазии и Южной Осетии. Стороны приняли решение дальнейшего стимулирования развития отношений во всех сферах (торговля, энергетика, транспорт, банковское дело) посредством совместных проектов. Кроме того, страны подчеркнули важность создания Евразийского транспортного коридора, инициирования трехсторонних транспортных программ, завершения в положенные сроки строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, а также утверждения проекта строительства международного торгового порта Баку11.
С точки зрения геополитических интересов США на Южном Кавказе, фактическое подчинение вооруженных сил Азербайджана Турции и углубление военно-политической интеграции стран означает усиление Турции в качестве региональной державы, что весьма беспокоит Соединенные Штаты. В связи с этим США будут стремиться поставить под контроль данный процесс. Тем не менее, вероятно, США сейчас больше обеспокоены ролью и политикой РФ, чем усилением Турции.
Таким образом, судя по темпам развития экономических, военно-политических взаимоотношений между Турцией, Азербайджаном, Грузией, а также периодических встреч на высшем уровне в подобном формате тенденция по формированию геополитической оси Анкара-Тбилиси-Баку продолжает развиваться. США в целом поддерживают интеграционные процессы трех южнокавказских стран (в частности энергетические проекты), однако, выступая против чрезмерного усиления Турции в данном регионе, стремятся поставить под свой контроль данный процесс. Именно по этой причине Вашингтон инициирует собственные двусторонние военные и экономические программы с Грузией и Азербайджаном.
1 Türkiye, Azerbaycan ve Gürcistan Kura'da Buluşacak// http://www.ardahanhaberleri.com/haber/3862/turkiye-azerbaycan-ve-gurcistan-kurada-bulusacak.
2 General Assembly adopts resolution calling upon states not to recognize changes in status of Crimea region// http:// www.un.org/News/Press/docs/2014/ga11493.doc.htm.
3 Cumhurbaşkanı Aliyev ABD Dışişleri Bakanlığı Yetkilisini Kabul Etti // http://www.1news.com.tr/azerbaycan/siyaset/20130605102354059.html.
4 Bay bay Nabucco!// http://www.hurarsiv.hurriyet.com.tr/goster/printnews.aspx?DocID=23594472.
5Caspian Forum Brussels 2014// http://www.caspianforum.org/news/caspian_forum_brussels_2014_563.aspx.
6 C целью строительства ж/д Карс-Ахалкалаки-Тбилиси будет объявлен международный тендер // http://www.regnum.ru /news/602097.html.
7 Казинян А., Эксперт: Проект Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку противоречит интересам Грузии // http://www.regnum.ru/news/762208.html.
8 Турция и Азербайджан, возможно, присоединятся к совместным грузино-американским военным учениям // http://mca.su/v-mire/blizhnij-vostok/turciya-blizhnij-vostok/turciya-i-azerbajdzhan-vozmozhno-prisoedinyatsya-k-sovmestnym-gruzino-amerikanskim-voennym-ucheniyam/.
9 «Одна нация, единая армия»: Баку и Анкара формируют единую армию // http://www.regnum.ru/news/polit/1691679.html.
10 НАТО подталкивает Азербайджан и Турцию к заключению военного соглашения? // http://news.am/rus/news/202069.html.
11 Trabzon Declaration, Trabzon, 8 June 2012, http://www.mfa.gov.az, http://www.mfa.gov.tr, http://www.mfa.gov.ge.
Источники и литература
1. Дергачев В.А., Геоэкономический словарь-справочник. – Одесса: Ипрээи нану, 2004.
Возврат к списку