• am
  • ru
  • en
Версия для печати
23.03.2007

Торгово-экономическое присутствие армян в мире

   

Хачатур Дадаян

Англия

Англо-армянские торгово-экономические отношения развиваются в двух плоскостях: международной, т.е. в разных странах мира; в самой Англии.

В международной плоскости отношение армянства к англичанам однозначно негативное. Победив такие морские державы, как Испания и Португалия, Великобритания сама стала морской сверхдержавой и стала проводить экспансионистскую политику. Британцы явились во многие страны Востока (Индия, Персия, Египет, Турция и т.д.), где удостоились горячей поддержки армянского купечества, однако армяне, как опасные экономические конкуренты, были вытеснены англичанами с рынка как посредством прямого давления, так и с использованием иных методов. Премьер–министр Египта Нубар Нубарян (1825-99гг.) неслучайно заявил дипломатическому представителю Англии лорду Кромеру: «Вы – турки Европы».

Британские острова впервые упоминаются в «Географии» («Ашхарацуйц») Анании Ширакаци (7 век). А первые англо-армянские контакты состоялись во время крестовых походов, когда британцы, облаченные в белые мантии с красными крестами, вместе с бельгийцами и французами семь раз ступали на земли Киликийской Армении.

Благодаря армянам в английском языке появилось слово carpet.

В 1608г., при короле Джеймсе I, в Outlands армяне сажают тутовые деревья и основывают шелководство. В 1647г. армянский купец Баба Хачатур привозит в Англию много товаров, в том числе – венецианское стекло и зеркала. Через год три десятка ювелиров пересекают Ла-Манш, обосновываются в Плимуте и начинают свое дело, однако, подвергшись гонениям со стороны Кромвеля, покидают страну. В 1647г. в Англию прибывает Акоб Григоренц и свое восхищение страной выражает в «Оде Британии»: это первое письменное свидетельство на армянском языке, содержащее описание быта и обычаев англичан.

Испанский путешественник Дон Гонзалес, посетивший Лондон в 1730г., свидетельствует, что армянский рынок – walk, находился между Smittin’s Street на востоке и Threadneedle Street на севере, соседствуя, с одной стороны, с голландскими ювелирами, а с другой – с португальским рынком. Эти рынки находились в Royal-Exchange, и армяне торговали драгоценными камнями и коврами (A Collection of Voyages and Travels, Thomas Osborne, London, 1745, vol. 1, p. 119).

Хотя эти отношения носили непостоянный, лишь информационно-познавательный характер, однако они подготовили почву для постоянного проживания армян в Англии. И, естественно, первенцами стали армяне из Новой Джуги, которые в Индии тесно общались с англичанами.

Григорий Халдарян, около двух десятилетий занимавшийся торговлей в Индии, в 1760г. переезжает в Лондон, намереваясь основать типографию и зарабатывать этим бизнесом. Ценой многих потерь за десять лет он все же добился результата и даже напечатал книгу «Вероисповедание». Однако в Лондоне продукция армянской типографии не пользовалвсь спросом, и в 1781г. Г.Халдарян вынужденно перевозит оборудование в Петербург.

В 1785г. Александр Эдуардович Гарамян, проживающий в Мадрасе, приезжает в Лондон учиться. (Согласно завещанию его отца в 1834г. в Падуе открылась гимназия Мурат-Рафаэлян, которую закрыли в 1995г.) В 1829г. он был назначен шерифом Лондона – представителем правительства. 29 июля 1847г. Гарамян участвовал в выборах в Палату общин, получил 295 голосов (на 19 голосов больше своего соперника, занявшего второе место) и стал первым парламентарием армянской национальности.

Однако ведущую роль в формировании армянской общины Англии сыграли западные армяне. В начале 19в. «Больному Европы», Турции, принадлежал всего 1% мирового товарооборота. Для Британской империи Турция являлась «экономической территорией», освоение которой непременно привело бы к колонизации или полуколониальному положению этой страны. В 20-40гг. 19в. Англия взяла под свой контроль 31% товарооборота Османской империи. В течение столетия общая стоимость импортируемой в Турцию мануфактуры возросла более чем в 100 раз, а в расчете на душу населения – примерно в 50 раз. В результате на местном рынке потребления удельный вес импортируемых товаров возрос с 4-5% до 80%. Начиная с 40-х годов до 1870-72гг. объем европейской (в первую очередь – английской) хлопчатобумажной продукции на турецком рынке с 30% достиг 80%.

В осуществлении британской экономической экспансии значительную роль сыграли армяне, и это имело побудительные причины. Прежде всего, армянский капитал в военно-феодальной Турции работал под постоянной угрозой экспроприации, эксплуатации и произвола, что было обыденным явлением. Именно поэтому армяне вкладывали капитал не в производство, а в торговые, арендные, посреднические, ростовщические сделки. Экономический захват Турции Англией был вполне выгоден армянскому капиталу, т.к. давал возможность утвердиться на новых рынках, в новых сферах бизнеса.

Далее, большая часть и внутренней, и внешней торговли Турции находилась в руках армян, и, естественно, англичане должны были иметь дело в первую очередь с армянами. Произошло взаимопроникновение капиталов, трансформация, однако наряду с внешней, экономической «англизацией» армянский капитал не потерял свой самый ценный атрибут – национальный образ.

В 1835г. в Манчестер – «столицу» текстильной промышленности Англии, ступили константинопольские продавцы мануфактуры – братья Григор, Арутюн и Ованес Мирасеидяны, которые и стали основателями стабильной армянской торгово-экономической общины Англии. За ними последовали братья Манук, Арутюн, Геворг и Хачик Габамачяны из Деврека, чей торговый дом мануфактуры и скобяных изделий приобрел большой авторитет среди английских фирм, заводов, фабрик и занял достойное место в азиатской и европейской частях Турции.

Арутюн Мушлян был первым, кто женился на англичанке, однако он купил землю на улице Upper Brook для строительства армянской церкви.

Некоторые из основанных (начиная с 1840-х годов) армянских торговых домов мануфактуры и скобяных изделий имели долгую жизнь: так, фирма Ов.Акобяна просуществовала 35 лет, фирма Мартироса Токатяна – 40, а фирма Карапета Егиазаряна – 45 лет.

Английский бизнес имел особенность, свойственную, пожалуй, лишь ему: армянские купцы, прибывшие из отсталой Турции, быстро осознали, что, кроме природной предпринимательской жилки и торговой смекалки, здесь ценятся основательные знания и образованность. В этом причина, что наряду с предпринимательской деятельностью Карапет Карагезян преподавал в кольриджском университете Стюарт Мил, М.Токатян изучал философию, французскую, английскую, немецкую литературу в Конти, а Гарегин Папазян переводил Шекспира.

За первым поколением последовала волна 1850-60-х годов, которая, обосновавшись в Англии, поддерживала тесные связи с Константинополем и провинциями. Примерно десять новых армянских купцов экспортировали в Турцию английские товары, а оттуда импортировали турецкую, персидскую, кавказскую кустарную продукцию и натуральные продукты.

В 1862г. вся армянская община Англии являла собой чисто торгово-экономическую общность, состоящую из 30 торговцев и членов их семей, проживающих в Манчестере и Ливерпуле. Эти люди, достигшие блестящего экономического положения, естественно, должны были позаботиться о национальной самоорганизации. Уже в 1866г. армяне Манчестера, Лондона и Ливерпуля организовали Общее собрание и сформировали попечительство, которое занялось созданием внутреннего устава общины и сбором пожертвований для строительства церкви в Манчестере. Примечательно, что в создании и утверждении устава приняли участие 14 купцов, в том числе и будущий «нефтяной король», 24-летний Александр Манташьянц.

В 1870г. было пожертвовано 3010 фунтов, 10 шиллингов и 11 пенсов, на которые была построена армянская церковь Св. Троицы на улице Upper Brook в Манчестере.

В 1875-90гг. только в Манчестере было 75-80 торговых домов, принадлежащих армянам, которые имели свои филиалы в Константинополе и Смирне.

На погромы, устроенные султаном Гамидом, армянская община отреагировала быстро: был создан ряд комиссий (по преодолению голода, вопросам беженцев, сирот) и собраны средства в пользу бедствующих соотечественников.

В конце 19в. – начале 20в. к обосновавшимся в Лондоне малочисленным западным армянам и персидским армянам, переехавшим из Индии и Индокитая, присоединились кавказские армяне. Причиной тому стало проникновение английского капитала в промышленность Кавказа (особенно в нефтяную промышленность Баку), когда армянские капиталисты продали свой бизнес англичанам (нефтепромышленники Аракел Цатурян, Геворг Калантарян, Ованес Тумаян, компании «Г.А.Арапелян и тов.», «Братья Будагяны», «Братья Акоб и Оваким Адамяны». В 1899г. свои меднолитейные заводы и медные рудники в Зангезуре продали Ал.Мелик-Азарьянц и братья Мутафьяны, в результате чего возникла Anglo-Russian copper Mining Syndicate, Ltd.). Вследствие этих крупномасштабных экономических сделок многие бывшие хозяева фирм, их родные и близкие переехали в Англию.

В 1910-е годы в Манчестере проживало 650 армян, в Сафборде – 150, Ливерпуле – 20, в Лондоне – 400 человек. Эту разнородную массу можно разделить на три группы: 1) западные армяне (из Константинополя, Смирны, Таласа, Харберда, Вана, из Египта и др.); 2) персидские армяне (из Новой Джуги, Тегерана, Тавриза и др.); 3) восточные армяне (ереванцы, карабахцы, тбилисцы, бакинцы и др.). Эти группы существенно разнились по своей психологии и образу мышления, однако их объединяло обеспеченное материальное положение и почти одинаковый имущественный уровень.

Во время Первой мировой войны ценой больших усилий английское правительство не признало турецко-подданных армян врагами и назначило руководителей армянских общин: в Лондоне – армянина из Индии, полковника Грегори, а в Манчестере – масона, высокопоставленного представителя Ложи вольных каменщиков Ов.Гамперьяна.

Во время Геноцида малочисленная армянская община Англии подняла мощную волну протеста, организовала множество митингов, агитационных мероприятий и в общей сложности собрала 155 тысяч фунтов стерлингов на национальные нужды.

1920-е годы стали для общины временем возрождения. В результате иммиграции близких и родственников представителей нефтяного бизнеса, торговцев меховыми изделиями, число армян в Англии достигло 2000, в том числе в Лондоне – 800.

В 1922г. всемирно известный нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян за 21.500 фунтов построил армянскую церковь Св.Саргиса в Лондоне.


Возврат к списку
Другие материалы автора