
АЗЕРБАЙДЖАН УКРЕПЛЯЕТ СВЯЗИ С ТУРЦИЕЙ И ИЗРАИЛЕМ: ДРЕЙФ ОТ РОССИИ ПРИНЯЛ НЕОБРАТИМЫЙ ХАРАКТЕР?
6 февраля власти Баку направили Москве официальное уведомление о прекращении деятельности в Азербайджане Федерального агентства России по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), недвусмысленно обвиненного ранее в шпионаже и финансировании «недостойных антигосударственных проектов».
Очередная явно недружественная, мягко говоря, акция встретила в Москве сдержанно-обеспокоенную реакцию: например, в МИД РФ рассчитывают, что ситуация все-таки будет разрешена в здравом ключе. Одновременно азербайджанские власти освободили скандально известную «золотую судью» Хахалеву, ранее задержанную в Баку по запросу российских правоохранительных органов. Немногим ранее стало известно об очередном транше «гуманитарной помощи» с берегов Каспия режиму Зеленского на сумму 1 миллион долларов, а до того – об ограничении пребывания граждан России в Азербайджане не более 90 дней в течение года; не исключено введение визового режима.
Как известно, отправной точкой к очевидному кризису в двусторонних отношениях стало крушение 25 декабря 2024 года летевшего в Грозный самолета «Азербайджанских авиалиний». Обвиняя в произошедшем российскую сторону, в Баку ведут подготовку к подаче коллективных исков в международные судебные инстанции и, возможно, в экономические арбитражи с привлечением оперативно предложивших свои услуги западных игроков. Более того, 5 февраля информационное агентство «Туран» со ссылкой на министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана сообщило, что «официальный самолет президента Ильхама Алиева «Баку-1» столкнулся с внешними техническими помехами во время полета в Санкт-Петербург на неформальный саммит Содружества Независимых Государств 25 декабря… президентский самолет внезапно покинул российское воздушное пространство и вернулся в Баку из-за непредвиденных радиотехнических проблем… речь идет о потере сигнала GPS не только над Чечней, но и на других участках воздушного пространства РФ, где летел самолет». Заметим, вброс был произведен формально через «независимую» информационную службу, однако он явственно демонстрирует направленность политико-дипломатической мысли его заказчиков.
Ранее в интервью The New York Times глава Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев заявил, что так называемое «имперское высокомерие» (imperial arrogance) России якобы проявилось в попытках запутать обстоятельства трагедии: «Они по-прежнему смотрят свысока на все эти бывшие советские страны», что может оказаться неверным, ибо, как свидетельствуют недавние изменения в Сирии, обстоятельства могут измениться весьма быстро. Из этой же серии – резонансный сюжет по одному из телевизионных каналов с утверждениями наподобие того, что «когда Россия вторглась в Азербайджан, она отдала Зангезур Армении… В начале 1990-х годов именно Армения вторглась в Восточный Зангезур и Карабах, но ни для кого не было секретом, что за этим вторжением стояла Россия». Далее следует прямая речь Алиева: «Советские власти забрали Зангезур из наших рук в ноябре 1920 года и совершили преступление против народа Азербайджана. Это было не первое и не последнее их преступление». Как отмечают эксперты, государственная идеология прикаспийской республики отрицает какую-либо позитивную роль России на Кавказе как таковую.
Едва ли случайно вся эта шумиха совпала по времени с очередной активизацией азербайджанской армии на границе с Сюникской областью Армении, куда, по информации одного из специализированных телеграм-каналов, перебрасывается военная техника и личный состав, включая подразделения спецназа: «…движутся малыми колоннами, чтобы не привлекать внимания». Едва ли Россия, вовлеченная в затяжной конфликт на Украине, да еще и после согласованного вывода пограничников из Мегри, располагает достаточными рычагами влияния на Баку.
Напомним, тема сквозного сообщения через Сюникскую область Армении в очередной раз громко прозвучала на совещании по вопросам развития транспорта. Алиев в очередной раз раскритиковал проект правительства Пашиняна, известный как «Перекресток мира», назвав его «просто клочком бумаги». По его мнению, без участия Баку проект «не стоит и гроша» и, представляя его мировым силам, в Ереване не учитывают ключевую роль Азербайджана в региональной инфраструктуре. По словам азербайджанского лидера, от месяца к месяцу выступающего (скажем так) все более уверенно, термин «Зангезурский коридор» между «материковым» Азербайджаном, Нахичеванской автономией и Турцией, дескать, стал «общепринятым в международной терминологии», и Баку уже предпринимает «практические шаги» для открытия коридора. «Как на международном уровне, так и в ходе двусторонних контактов с Арменией мы постоянно подчеркиваем один вопрос: должен быть обеспечен беспрепятственный проезд из Азербайджана в Азербайджан (имеется в виду Нахичеван. – Авт.)».
О том, какие это могут быть шаги, прямо свидетельствуют различного рода угрозы из уст как официальных лиц, так и представителей экспертного сообщества, так или иначе связанных с действующей властью, намеки которых сводятся к тому, что если в Баку сочтут очередную войну неизбежной, то начнут ее в тот момент, когда сочтут нужным, не дожидаясь предполагаемого перевооружения армянской армии, тему которого мы отчасти затронули в предыдущем номере газеты. Не опасаясь негативной реакции со стороны Москвы, основательно увязшей в вооруженном конфликте на территории бывшей Украинской ССР, в Баку «наводят мосты» с Ираном, как и ранее, решительно возражающим против любых изменений границ к северу от Аракса. Очередное такого рода заявление президент Масуд Пезешкиан сделал в начале февраля, принимая в Тегеране помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева, роль которого в координации многовекторного внешнеполитического курса прикаспийской страны сложно переоценить.
Предпринимавшиеся в последние годы попытки нормализации азербайджано-иранских отношений носили противоречивый характер, в том числе ввиду традиционно крепких связей Баку с Турцией и особенно с Израилем, что нашло очередное подтверждение в виде согласия Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) приобрести 10% акций газового месторождения Тамар в Средиземном море. Тотальное разрушение сектора Газа с десятками тысяч жертв в 2023–2024 гг. усилило антиизраильские настроения в мусульманских странах, к которым не могло не прислушаться и правительство Эрдогана, перейдя от рассчитанной главным образом на внутреннюю аудиторию «антисионистской» риторики к практическим действиям.
Стратегическое партнерство режимов Алиева и Нетаньяху, включая поставки сырой нефти компанией SOCAR в Израиль, встретило неоднозначную реакцию в Турции, включая протестные манифестации перед штаб-квартирой компании в Стамбуле. Несмотря на объявленное в мае 2024 г. Анкарой полное торговое эмбарго в отношении Израиля, поставки нефти через Джейхан на Средиземном море продолжаются. Как и прежде, нефть с месторождений Западного Каспия следует на международные рынки по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, оператором которого является британская транснациональная компания British Petroleum. Если верить утверждениям турецких официальных лиц, их страна лишь обслуживает трубопровод и не контролирует конечных покупателей нефти.
Таким образом, SOCAR остается серьезным инструментом государственной политики Баку, предоставляющим ему рычаги влияния на ближайших соседей и явно расширяющим свое присутствие в Центральной Азии, на Балканах, в Восточной Европе и, возможно, на Ближнем Востоке. Серьезно видоизменяющийся геополитический ландшафт на Ближнем Востоке после краха «режима Асада» в Сирии при прямом участии поддерживаемой Турцией и запрещенной в России террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» открыл для Анкары и ее давнего союзника новые горизонты. Знаковым событием стало появление в Килисе на турецко-сирийской границе заместителя министра обороны Азербайджана Хикмета Мирзоева, что породило предположения о возможном участии Баку в военных операциях Анкары в «новой» Сирии. По информации военного ведомства Турции, азербайджанские военнослужащие приняли участие во встрече с командованием сил спецназа Турции. Как сообщил генеральный директор SOCAR Эльчин Ибадов, компания может начать поставлять в Сирию природный газ и электроэнергию после принятия на этот счет окончательных решений, гуманитарная помощь уже отправлена.
Крепнет и энергетическое сотрудничество Баку и Анкары, и без того набравшее значительные обороты в предшествующий период. По словам Э. Ибадова, общие инвестиции компании в экономику Турции составили более 18 миллиардов долларов, что сделало SOCAR крупнейшим иностранным инвестором в стране: «Начиная с [2024] года, переработка сырой нефти достигла 13 млн т… 18% потребности Турции в переработанных нефтепродуктах были покрыты SOCAR Turkiye». В 2018 году Азербайджан провел крупнейшую разовую иностранную инвестицию в Турции, построив близ Измира нефтеперерабатывающий завод SOCAR Star, мощность которого составляет около 214 тыс. баррелей в сутки.
Неуклонно растущий спрос Турции на энергоносители, особенно на природный газ, сделал энергетическое партнерство с Азербайджаном весьма важным для Анкары. В 2024 году Турция нарастила импорт природного газа из Азербайджана на 6,68 млрд куб. м. В июле 2024 года экспорт азербайджанского газа в Турцию превысил 1 млрд кубометров, что на 13,65% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
6 января руководством SOCAR были озвучены планы инвестировать 7 млрд долл. на строительство в ближайшие годы в Турции новых нефтехимических предприятий. 22 января турецкое подразделение SOCAR подписало с компанией Nakkas Holding (со штаб-квартирой в Стамбуле) долгосрочный протокол о сотрудничестве, предполагающий развитие логистики железнодорожных перевозок нефтепродуктов и создание объекта для торговли и хранения авиационного топлива в аэропорту Сабиха Гекчен. Устойчивое проникновение компании в Турцию, на Ближний Восток, на Балканы и в Восточную Европу позволяет Баку продвигать свои интересы, укрепляя стратегический союз с Анкарой по многим важным направлениям, включая давление на власти не только Армении, но и, возможно, России, в возрастающей степени зависимой от «турецкого транзита».
Таким образом, декабрьский инцидент в небе над Грозным, а затем в Актау, расследование всех обстоятельств которого пока не завершено, ускорил неоднозначные процессы на Кавказе, ставящие перед Россией и ее внешней политикой непростые вызовы.
Андрей Арешев
noev-kovcheg.ru
Возврат к списку