МЕРИТОКРАТИЯ КАК ИДЕАЛ УПРАВЛЕНИЯ – 2
Интервью с Арутюном Месробяном, экспертом по управлению, основателем и координатором Стратегической программы «Айоц Еркир» («Страна Армения»)
В октябрьском номере газеты мы начали обсуждение Стратегической программы «Айоц Еркир» («Страна Армения») и прошлись по первым 5 ее разделам из 10. Сама Программа будет окончательно доработана в конце 2025-го и изложена в нескольких томах, содержащих как открытую, так и закрытую для публикации части. Так что мы претендуем не более чем на предварительное с ней знакомство. Конечно, можно было бы дождаться конца будущего года, но, как нам кажется, именно уникальность этой Программы заслуживает того, чтобы уже сегодня начать ее обсуждать. И знать, что Стратегическая программа существует – то, чего так не хватало и не хватает в Армении за всю историю ее существования как государства. Итак:
Формирование конкурентной финансово-экономической системы.
Она неминуемо должна быть наукоемкой, как в смысле фундаментальной науки, так и прикладной, и потому предполагает реализацию всей цепочки от научной идеи до конечного продукта. Это неизбежно приведет к усилению роли государства в отношении предприятий стратегического значения, имеющих приоритет в обеспечении безопасности государства и комплексном развитии экономики. Кроме того, государство обеспечивает их финансовую и экономическую безопасность.
– Есть ли правительство, которое не заявляет о развитии наукоемкой экономики? Создаются комиссии, комитеты – и ничего.
Арутюн Месробян, эксперт по управлению, основатель и координатор Стратегической программы «Айоц Еркир»:
– В Программе не предполагается создание комиссий и комитетов. Госструктурам предписано отвечать за пункты Программы, не пытаясь спихнуть свои обязанности на комитеты и комиссии. Приоритетные направления вложены в структуру распределения прав, обязанностей и ответственностей между госорганами управления.
– Новые продукты и технологии невозможно представить без развития сферы информационных технологий. Всякий прогресс подобен медали и имеет 2 стороны – положительную и отрицательную. И всегда возникает вопрос: как развить одну сторону и подавить другую?
– Наукоемкость невозможна без массового применения информационных технологий, ИТ. Она затрагивает все сферы жизнедеятельности, но в Программе особое место уделено обеспечению безопасности государства. ИТ-область открывает большие возможности для, скажем так, недружественного проникновения в государство. На ИТ, в частности, основаны «цветные революции». Это и соцсети, и захват информационного пространства, о более изощренных технологиях я не говорю. Развитие ИТ важно не только для достижения прогресса, но и для защиты безопасности государства. Сюда входит и программное обеспечение, которое может представлять собой определенные угрозы, и аутсорсинг, хорошо развитый в Армении.
Координация ИТ-сферы в Программе отведена государству, поскольку она касается не только развития, но и безопасности, причем наряду с силовыми структурами. Мощь информационных технологий мы испытали на себе до 2018-го, когда полным ходом шла подготовка «цветной революции». Так что контроль над ними необходим. Некоторые объекты могут быть отключены от глобальной сети. Например: не так давно Израиль начал воздействовать на ядерные объекты Ирана, что привело к определенным коллизиям. В России была отключена сеть фейсбук, как угрожающая безопасности государства. Аналогичный подход применяют Иран, Китай и другие страны.
И в аутсорсинге разработки программных продуктов тоже должно быть четкое разделение на сферы, угрожающие безопасности, и те, которые представляют чисто коммерческий интерес. И меры могут быть как ограничительными, вплоть до запрещения, так и поощрительными. Что же касается неквалифицированного контроля, который может полностью извратить саму его идею, то меритократия предполагает позитивную селекцию, и неграмотный контроль исключен, о чем говорилось в первых пунктах Программы.
* * *
Гармоничное развитие территорий.
Это неразделимо от понятий развития и безопасности. И предполагает адекватное стратегическим целям распределение госресурсов и инвестиций по территориям. Для этого необходимо зонировать всю территорию Армении, после чего начать внедрять зональные программы, различающиеся по налогам, кредитно-финансовой и инвестиционной политике. А приграничные области будут выделены как приоритетные.
– Давно, лет 20 назад, была сделана интересная работа по зонированию территорий по ресурсам и точкам роста. После чего она исчезла в недрах министерств. Представления о равномерном развитии территорий есть, но реализация этих представлений так и не началась. Вы эту работу учли?
– Безусловно, ведь мы в Программе говорим о гармоничном развитии территорий. Территории не могут развиваться одинаково. Высокогорные отличаются от равнинных, наличие или отсутствие ископаемых ресурсов вносит свои различия, и т.д. И потому необходимо учитывать историю формирования этой территории, в то время как административное деление нашей страны этим пренебрегало и пренебрегает. История формировала на территориях специфические черты, которые можно трактовать как сильные и слабые стороны в зависимости от того, чего мы хотим добиться на этих территориях. И учет этих факторов должен привести к гармоничному развитию территорий, а не к арифметическому их выравниванию. Например, в прошлом веке город Гюмри и прилегающие к нему районы специализировались на текстильной промышленности. Там и историческая память, и кадры, оставшиеся с тех времен. И если восстанавливать эту отрасль промышленности, то лучше всего сделать это в Гюмри.
– Это понятно. Но что делать, если где-то открывается крупное предприятие, означающее большой переток рабочей силы, никак не согласуемое как с историей данной территории, так и Армении вообще?
– Программа имеет в себе базовые ограничители, определяемые в том числе безопасностью государства. Например, приграничные территории должны учитывать свойственные им риски. Обстрелы, возможность проникновения диверсионных групп и т.д. И потому некоторые хозяйственные и прочие процессы должны на этих территориях ограничиваться или запрещаться. Из-за потери Арцаха мы потеряли значительную часть нашей стратегической глубины. И резко увеличилась площадь приграничных территорий, что уменьшает наши экономические возможности.
При этом еще при первом президенте Левоне Тер-Петросяне внушалась мысль о том, что Арцах – это обуза, а не фактор безопасности и стратегической глубины. Далее появились адепты этого бреда, и в результате мы потеряли Арцах. Если бы понятие стратегической глубины было внушено народу как фактор безопасности, то катастрофы можно было бы избежать. Но стратегических программ в обороте нет, так как у нас отсутствует стратегическое мышление. И если сравнить Россию и Армению, то Россия на протяжении своей истории увеличивала свою территорию, мы же, наоборот, уменьшали. Поэтому Россия содержит множество часовых поясов, а территория современной Республики Армения более чем в 10 раз меньше исторической!
Что же касается перетока рабочей силы, то в выборе места для крупного предприятия должен учитываться весь комплекс факторов. Это и способность населения к данному виду труда, ресурсы территории, его безопасность, равномерное, или, вернее сказать, гармоничное развитие страны и т.д. То есть без государственного регулирования тут не обойтись.
* * *
Обеспечение положительной демографической динамики. Для чего необходимо создать нравственно-психологическую атмосферу, стимулирующую рождаемость, и ее материальную поддержку. Увеличение продолжительности жизни и методичное создание условий для целевой иммиграции с приоритетом в сторону армянской национальности и стратегически важных для развития государства специалистов.
Для чего должны быть созданы специальные дорожные карты в области здравоохранения, соцобеспечения и миграции.
– Стимуляция рождаемости для разных социальных слоев разная. Одним достаточно материальных стимулов, другим нужно больше свободного времени для занятий с детьми. Это как-то учитывается?
– В Программе подробно расписаны механизмы стимуляции рождаемости с учетом как материальных, так и нравственно-психологических и социальных аспектов. Понятно, что стимулы для разных слоев населения разные, и это достаточно подробно учтено в Программе.
– Иммиграция у нас уже стала проблемой. В страну въехало большое количество людей, которых смело можно причислить к категории гастарбайтеров, в частности из Индии, занимающихся неквалифицированным трудом.
– Целевая иммиграция предполагает определенные приоритеты для армян, что же касается стратегически важных специалистов, то их национальность отходит на второй план. Тут показателен пример Александра Мясникяна на заре советской власти в Армении, который лично занимался проблемой иммиграции. Благодаря ему в Армению приехали Мартирос Сарьян, Александр Таманян, Ованес Туманян и другие. То есть именно им, коммунистом, был преподан первый урок целевой иммиграции.
Что же касается здравоохранения и образования, то они должны быть под прямым контролем и покровительством государства, вплоть до достижения бесплатности их для населения. Что же касается медицинских процедур, не связанных со здоровьем, таких как эстетическая хирургия – они остаются в рамках коммерческой медицины.
* * *
Систематизация структур диаспоры и их консолидация для блага Родины. Для этого необходимо выстроить систему привлечения диаспоры к развитию Армении, создав Золотой фонд нации и специальные программы по интеграции диаспоры в жизнь Армении.
– Дальше Израиля с их сохнутом здесь, как кажется, не уйти. Это при их финансовых ресурсах…
– Тут мы снова приходим к понятию Золотого фонда нации и должны вновь упомянуть Александра Мясникяна. Понятие же Золотого фонда нации на методологическом уровне стало разрабатываться в Ирландии во второй половине прошлого века. Дальше этим занимались и Израиль, и Китай, и Индия. В Израиле функционировало даже министерство абсорбции, накопившее солидный позитивный опыт. Правда, их сохнут касается всех евреев, а не только претендентов на вхождение в Золотой фонд нации.
Действовать в их объеме со своими ресурсами мы не можем, и потому на первых этапах будет стимулироваться репатриация «избранных». Потом, с увеличением финансовых ресурсов, репатриация станет охватывать более широкие круги наших соотечественников для привлечения их к развитию страны. В Программу внесено понятие общенациональных взносов, которые могут быть распространены и на всех представителей диаспоры и будут способствовать их качественной адаптации к жизни в Армении. Здесь также важно через общенациональные взносы внедрить в сознание всех армян чувство сопричастности к развитию своей Родины.
– На членов диаспоры неизбежно ложится культурный код стран их проживания, и, как кажется, необходимо создать объединяющий код для их привлечения к решению проблем Армении.
– Безусловно, и тут важную роль должна сыграть Армянская Апостольская Церковь как самая массовая сетевая армянская структура и фактор национального сплочения. Это с одной стороны. Но с другой – тут заложены и риски. В 1938 году впервые в мире США приняли закон FARA об иноагентах. Самое смешное то, что те же США недавно пытались препятствовать принятию этого закона в Грузии, назвав его российским. Естественно, что в диаспоре активно работают иностранные разведки и в широко распахнутые двери может хлынуть иностранная агентура. Полностью препятствовать этому невозможно, но армянская версия закона FARA может существенно снизить размах их деятельности.
– Диаспора, так же как и мы, подверглась манипуляциям и поддержала «цветную революцию» в Армении в 2018-м. Сейчас в той или иной степени пришло осознание, но, боюсь, что и его придется всячески углублять. При иной власти – вплоть до сеансов психотерапии. Это как-то присутствует в Программе?
– Сеансы психотерапии – нет, но ограничительные меры необходимы. Например, известная актриса Арсине Ханджян и известный рок-музыкант Серж Танкян провели сеанс разрушительной работы в Армении. И если Танкян ограничился концертами в поддержку «цветной революции», то Арсине Ханджян всячески приветствовала захват полицейского участка в Ереване и призывала народ к бузе. Понятно, что они должны быть внесены в список персон нон грата. Они не единственные разрушители страны, и понятно, что для их выявления потребуется качественная разведработа. Сегодняшний уровень спецслужб не подходит для столь деликатной работы, и потому придется обратиться к другим пунктам нашей Программы по развитию спецслужб, со своими дорожными картами. Одним словом, всячески поощряем добрые намерения и препятствуем злым.
* * *
Воспитание способных к конкуренции поколений. Сегодня одним из главных вызовов является всеобщая деградация, чему способствуют специально созданные низкосортные образовательно-воспитательные системы. Необходимо жестко внедрить конкурирующую с этими программами свою, включающую в себя и нравственные нормы. В итоге поколения должны получить совокупное национальное, морально-нравственное, профессиональное и физическое развитие.
– Легко сказать. Морально-нравственное развитие заменено коммерцией, оно работает на потребу людей с неразвитым вкусом – основных потребителей масс-культуры.
– К сожалению. Снимаются фильмы, которые следовало бы просто запретить. Огромное количество криминальных сериалов, причем такое количество преступлений не совершено за всю историю Армении. Жуткие телепрограммы, в которых человек с минимальным воображением не увидит ничего, кроме происков дьявола. И тут без цензуры не обойтись – нельзя безнаказанно развращать людей. Это о масс-культуре. Относительно образования – должен быть отвергнут булонский подход как дебилизирующий. В уважающих себя странах тесты в широком понимании не применяются, они противоречат логике человеческого мышления. Человек сначала знакомится с заданием, анализирует, генерирует решения и потом принимает, на его взгляд, лучшее. В тестах же ответы даются на выбор, то есть тестируемый перескакивает стадию генерации решений. И таким образом разрушается логика всего мыслительного процесса человека.
Теперь об учебниках. Советские учебники писались годами и то не достигали совершенства, а нынешние пишутся, как кажется, за неделю, максимум – за две. Написание учебников из сферы образования перекочевало в сферу коммерции, и конец этой истории в Программе предусмотрен в деталях. И армянская история как формирующая мировоззрение должна быть представлена не как история потерь из-за козней соседей, а как история собственной вины, ошибок и – почему нет – предательств. А о современных, постреволюционных учебниках вообще стыдно говорить.
– И что такое национальное и морально-нравственное развитие? Как это видится в Программе?
– В Программе предусмотрено комплексное развитие, добавлю еще и развитие волевых качеств армянина. Вся наша история показывает, что мы спринтеры, но не стайеры, и потому сильны на коротких исторических дистанциях, а на длинных оглушительно проигрываем. Героическая Сардарапатская битва, а через 2,5 года – позорный Александропольский договор. Освобождение Арцаха – и сдача его врагу. Строительство же государства требует длительных усилий, и без воспитания воли здесь не обойтись. Не случайно мы за тысячелетия так и не разработали своей стратегической программы, и вместо государства получилось нечто плывущее по воле волн.
– К сожалению. Теперь о бенефициарах Стратегической программы «Айоц Еркир». Вы видите заинтересованных политиков?
– Пока нет. Это должна быть команда со стратегическим мышлением, которую я пока не вижу. Над нами превалирует тема смены власти, в то время как в Третьей Республике власть менялась 4 раза, но к стратегическому курсу ни одна из них не пришла. Если мы, разработчики Программы, увидим силу, которая умеет мыслить и действовать стратегически – Программа окажется на их столах.
Беседу вел Арен Вардапетян
noev-kovcheg.ru
Возврат к списку