
ИНВЕСТИЦИИ В ИРАН: НЕ СЛЕДУЕТ ТОРОПИТЬСЯ
Евсеев Владимир14 июля 2015г. в Вене между представителями Ирана и «шестерки» международных посредников по урегулированию иранского ядерного кризиса был согласован «Совместный всеобъемлющий план действий». Уже весной нынешнего года, когда подобное с высокой вероятностью прогнозировалось, Иран посетило большое количество иностранных делегаций, но это не привело к притоку в страну значительных инвестиций. Основная причина этого состояла в том, механизм снятия с Тегерана односторонних и международных санкций носит обратимый характер. В отличии от Барака Обамы следующий президент США не будет иметь в отношении Ирана каких-либо обязательств, поэтому он не обязан многократно приостанавливать в отношении Тегерана финансово-экономические санкции. Причем если нынешнее соглашение в конце октября вступит в силу, то только через 8 лет после этого администрация США приступит к процессу снятия антииранских санкций.
При этом следует учитывать, что в отношении Ирана действуют 4 санкционные резолюции Совета Безопасности ООН, 18 указов президента США, 4 документа ЕС и 10 законов, принятых Конгрессом США. Половина американских санкций, которые начали вводить против Тегерана еще в 1979 г. по причине, например, поддержки международного терроризма или нарушении прав человека, никак не связана с иранской ядерной программой, поэтому их снимать не собираются.
Только в 2016 г. может начаться процесс снятия с Ирана санкций ЕС (приостановки американских санкций). Но серьезные инвесторы не будут торопиться, как минимум до лета 2017 г., когда сформируется новая американская администрация.
В отношении же Ирана нужно понимать, что сейчас страна располагает резервами сырой нефти в танкерах и нефтехранилищах в размере 40 млн баррелей. Они поступят на мировой рынок, как только будут сняты нефтяные санкции. Но нарастить экспорт Иран быстро не сможет. Более того, его нефтяной отрасли необходимо от 80 до 100 млрд долл. в качестве инвестиций, которых в ближайшие годы никто Тегерану не предоставит.
Не лучше обстоит ситуация и в газовой сфере. Там тоже нужны огромные инвестиции, но их вернуть будет сложно ввиду стремительного роста внутреннего потребления природного газа, отсутствия построенных магистральных газопроводов, за исключением действующего газопровода в Ирак и не столь мощного в Турцию, и крайне ограниченных мощностей по производству сжиженного природного газа.
Рынок же потребительских товаров определяется жизненным уровнем местного населения. Пока он явно недостаточен для массового экспорта зарубежных товаров. А руководство страны такой экспорт будет жестко регулировать, чтобы не допустить разорения собственных производителей. Помимо этого, для притока иностранных инвестиций потребуется значительно изменить национальное законодательство, на что парламент страны может и не пойти. Притоку инвестиций будут также мешать религиозные и национальные особенности Исламской Республики Иран (ИРИ).
Учитывая вышеизложенное, сейчас невыгодно осуществлять крупные инвестиции в ИРИ ввиду серьезных финансовых рисков. Скорее всего такая ситуация сохранится в течение ближайших трех лет, что будет сдерживать экономическое развитие страны. В дальнейшем много будет зависеть от состояния американо-саудовских и американо-израильских отношений. Если Вашингтон будет по-прежнему опираться на Эр-Рияд и Тель-Авив, то трудно надеяться на значительное ослабление в отношении Тегерана американских санкций.
Конечно, в ЕС многие заинтересованы в развитии с Ираном финансово-экономических отношений. Но политически Европа слишком безвольна, поэтому она не пойдет на укрепление взаимодействия с Тегераном вопреки американским интересам. Для последних крайне желательно не урегулирование иранского ядерного кризиса, а сохранение рычага влияния на ИРИ.
Россия наоборот заинтересована в урегулировании иранского ядерного кризиса, поэтому она полностью поддержала «Совместный всеобъемлющий план действий» путем, например, предоставления своей территории для вывоза избыточных запасов иранского низкообогащенного урана в форме гексафторида и перепрофилирования подземного предприятия по обогащению урана в Фордо. И она не боится надуманной конкуренции в нефтегазовой сфере, а также прихода в Иран крупного западного бизнеса. С другой стороны, Москва готова и к тому, что указанное соглашение на практике не будет реализовано. В этом случае РФ все равно будет строить в ИРИ энергетические реакторы, сотрудничать в сфере энергетики, сельского хозяйства и транспорта, а также поставит в эту страны зенитные ракетные комплексы С-300.
Опубликовано на сайте «Международного Вайдайского клуба» от 21.08.2015г. на английском языке.
Оригинал: http://valdaiclub.com/middle_east/80440.html.
Возврат к списку