
«ТРУДНЫЕ» ПЕРЕГОВОРЫ ПО ИРАНСКОЙ ЯДЕРНОЙ ПРОБЛЕМЕ
Владимир Евсеев
Дискуссионный клуб «Валдай» от 9 июля 2015г.
Переговоры по иранской ядерной проблеме в Вене были приостановлены ввиду нежелания Запада снимать с Исламской Республики Иран (ИРИ) оружейного эмбарго. Тем не менее, на Западе надеются, что вскоре им удастся достичь с Тегераном необходимого соглашения. По их мнению, расхождение позиций между представителями Исламской Республики Иран (ИРИ) и «шестеркой» международных посредников по урегулированию иранского ядерного кризиса продолжают сокращаться. И остается только небольшое количество нерешенных вопросов.
Министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Зариф хочет обсудить механизм снятия санкций и планы Запада по расширению таких санкций и их приостановке, а не отмене. В результате подписание «Совместного всеобъемлющего плана действий» откладывается на некоторую перспективу, хотя ранее это планировалось к 30 июня 2015 г.
Вполне возможно, что по возвращении в Вену министр Мохаммад Зариф выдвинет новые условия с иранской стороны, которые либо заблокируют подписание указанной сделки, либо потребуют дальнейшего согласования позиции уже в рамках «шестерки» международных посредников (пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии). Такое развитие событий нежелательно для администрации Обамы ввиду начала в США президентской избирательной кампании. Со стороны всех кандидатов в президенты нынешняя позиция Белого Дома по иранской ядерной проблеме считается излишне мягкой, поэтому готовящееся к подписанию соглашение называют «плохой сделкой». В частности, наиболее вероятный кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон объявила Иран историческим противником США. Поэтому трудно надеяться, что она продолжит политику президента Барака Обамы в отношении смягчения антииранских санкций.
Более того, согласно действующему законодательству американская администрация обязана представить Конгрессу США условия соглашения по иранской ядерной проблеме в течение пяти дней со дня его подписания. Далее американские законодатели получат 30 дней, чтобы внести в него коррективы. Это предоставляет республиканцам, которые имеют большинство в обеих палатах конгресса, необходимое время, чтобы заблокировать такую сделку.
Против принятия «Совместного всеобъемлющего плана действий» в его нынешнем виде выступает и Великобритания. Так, по мнению министра иностранных дел Филиппа Хаммонда, «предпочтительнее не заключать с Ираном ядерную сделку, чем подписать «плохую сделку».
Еще жестче позиция по этому вопросу Израиля, где отмечают следующее:
а) существенное расхождение положений «Совместного плана действий» от 24 ноября 2013 г. и «Совместного всеобъемлющего плана действий», в частности по вопросу ратификации Дополнительного протокола (1997 г.) к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий;
Фактически ИРИ становится пороговой страной в ядерном отношении, то есть способной в течение 1 года создать ядерное оружие, что негативно влияет как на региональный, так и глобальный режим ядерного нераспространения.
б) механизм предложенных в указанном соглашении проверок не является эффективным;
В частности, планируемый к созданию при Совете Безопасности ООН Совместный комитет не сможет рассмотреть все претензии к Ирану. Его работа будет подрывать позиции МАГАТЭ и саму возможность США по использованию против Ирана силы.
в) в МАГАТЭ нет финансовых и других ресурсов для выполнения «Совместного всеобъемлющего плана действий» в полном объеме;
г) Иран готов лишь сдержать свои региональные амбиции на некоторый срок, чтобы снять односторонние и многосторонние санкции. В будущем он опять вернется к идее создания ядерного оружия.
Тем не менее, ранее удалось частично согласовать текст резолюции Совета Безопасности ООН, которая должна прийти на смену шести ранее принятых резолюций этой организации. По-видимому, она будет носить санкционный характер, то есть в ней будет сохранено эмбарго на поставки в ИРИ вооружений и уже введенные ограничения на развитие иранской ракетной программы, а также жесткие по отношению к Тегерану меры экспортного контроля.
Позиция Тегерана по этому вопросу неясна. Возможно, что он согласился с поэтапным снятием международных санкций на основе докладов генерального директора МАГАТЭ Юкия Амано. Это можно расценивать как некоторый компромисс, но американцы имеют на посла Юкия Амано чрезвычайно сильное влияние. Поэтому нет уверенности, что в его докладах будет представлена объективная информация и не окажутся нужные американцам акценты.
Подобное имеет место и в отношении односторонних финансово-экономических санкций, наложенных со стороны ЕС, США и их союзников. Их всегда можно ввести не по причине иранской ядерной программы, а поддержке Тегераном, например, международного терроризма в Йемене. Причем антииранские санкции США в отношении терроризма, защиты прав человека и баллистических ракет в любом случае будут сохранены.
В целом против ИРИ сейчас действуют 18 указов президента США, первый из которых был введен в 1979 г., 4 документа ЕС и 10 законов, принятых Конгрессом США. Причем половина американских санкций никак не связана с иранской ядерной программой. Президент США может достаточно легко приостановить действие или его возобновить в отношении антииранских указов. В отношении же принятых антииранских законов у него меньше прав: только приостановить срок их действия на шесть месяцев.
С другой стороны, роль финансово-экономических санкций не следует преувеличивать. Чем они будут жестче, тем сильнее сплотятся иранцы против США, исходя из чувства национальной гордости. По мнению европейских экспертов, в конечном счете антииранские санкции будут обязательно размыты, то есть фактически прекратят свое действие.
В США также понимают, что трудные отношения с Россией создают им серьезные проблемы в отношении Ирана, поэтому американцы пытаются отделить иранский ядерных кризис от других проблем, например, связанных с Украиной. При этом их не радует поставка в ИРИ пяти дивизионов российских зенитных ракетных комплексов С-300 Антей-2500. Но в Вашингтоне стараются этого не замечать, чтобы не лишиться поддержки Москвы в разрешении иранского ядерного кризиса.
Помимо этого, Россия и Иран никак не могут договориться о параметрах возможного вывоза избыточного ядерного материала (низкообогащенного урана в виде гексафторида) в РФ. Такие попытки ранее неоднократно предпринимались, но ни разу не были реализованы на практике.
Таким образом, Ирану и «шестерки» международных посредников удалось договориться о сокращении количества работающих в ИРИ газовых центрифуг до 6104; приостановке планов по сооружению там новых предприятий по обогащению урана на срок 15 лет; уменьшении запасов низкообогащенного урана в виде гексафторида урана до 300 кг со степенью обогащения до 3,7% по урану-235 на срок 15 лет; размещении в подземном предприятии по обогащению урана в Фордо 1044 газовых центрифуг, которые не будут использоваться для целей обогащения урана (срок введения временного ограничения – 15 лет); уменьшении на основном предприятии по обогащению урана в Натанзе количества работающих центрифуг Р-1 до 5060 на срок 10 лет; об использовании газовых центрифуг только малой мощности типа Р-1 на срок 10 лет; демонтировании активной зоны и изменении конструкции строящегося тяжеловодного реактора в Араке с целью воспрепятствования им наработки оружейного плутония и вывоза из него отработанного ядерного топлива (ОЯТ), чтобы исключить саму возможность выделения из него оружейного плутония (бесрочно). Эти и другие меры говорят о готовности ИРИ к диалогу в ядерной области, но Западу этого недостаточно. Теперь же вопрос возник и у Ирана: не пошел ли он на слишком большие уступки? Сомнительно, что это будет способствовать разрешению иранского ядерного кризиса.
Владимир Евсеев – заведующий отдела Кавказа Института стран СНГ.
Опубликовано на сайте Дискуссионного клуба «Валдай» от 09.07.2015г. на английском языке. http://valdaiclub.com/middle_east/79200.html.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ АБХАЗИИ[10.01.2018]
- ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА СТРАН СНГ, ВОЕННЫЙ ЭКСПЕРТ ВЛАДИМИР ЕВСЕЕВ О НЫНЕШНЕМ ЭТАПЕ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА[19.12.2017]
- CТАРЫЙ И НОВЫЙ ГОД НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ[19.01.2017]
- ИРАНУ НУЖНЫ ТЕХНОЛОГИИ И ИНВЕСТИЦИИ[12.01.2017]
- АЗИЯ ВСЕ БЛИЖЕ…[11.10.2016]
- «УДАЧНЫЙ» ВИЗИТ ПЕТРА ПОРОШЕНКО В БАКУ[31.08.2016]
- КРУГЛЫЙ СТОЛ "НАГОРНЫЙ КАРАБАХ СЕГОДНЯ: ВЗГЛЯД С СЕВЕРА"[30.08.2016]
- ВЛАДИМИР ЕВСЕЕВ: ОСЛАБЛЕНИЕ САУДОВСКОЙ АРАВИИ И ИРАНА ПОЗВОЛИТ США ЛЕГЧЕ УПРАВЛЯТЬ БЛИЖНИМ И СРЕДНИМ ВОСТОКОМ[04.02.2016]
- ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ В УРЕГУЛИРОВАНИИ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА[03.02.2016]
- ТУРЕЦКИЙ ВЫЗОВ[21.12.2015]
- ВЛАДИМИР ЕВСЕЕВ: ТАШКЕНТ И ДУШАНБЕ ДЕЛАЮТ СТАВКИ НА РАЗНЫХ ИГРОКОВ[18.12.2015]