• am
  • ru
  • en
Версия для печати
02.04.2015

ИНТЕРВАЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ И СИСТЕМНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

   

Международный научно-общественный журнал «Мир перемен»,
специальный выпуск, 2015

Ашот Агасиевич Тавадян
– доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономико-математических методов Армянского государственного экономического университета (г. Ереван).

Что устраивает и что не устраивает в экономической политике России?

Ключевая задача Евразийского экономического союза – усиление потенциала экономики России, Беларуси, Казахстана и Армении. Снижение зависимости от валют других стран, повышение роли рубля во внешнеэкономических расчетах и значимости золотого запаса оправданно. Однако это не даст эффекта, если не будет проводиться согласованная денежно-кредитная политика. Необходим поэтапный переход к тому чтобы в странах Евразийского экономического союза инфляция была не выше 5%. Снижение же курса национальных валют относительно курса валют США и Евросоюза должно соответствовать инфляции. При этом следует обеспечить рост монетизации и иметь согласованную ставку рефинансирования.

Закон «О промышленной политике» в среднесрочной перспективе (от 8-10 лет) может способствовать созданию того прорывного потенциала, который позволит в ближайшем будущем добиться радикального изменения в возможностях обеспечения долгосрочного динамичного экономического роста, с опорой на человеческий и инновационный потенциал, с целью восстановления пятого технологического уклада и создания условий для перехода к шестому технологическому укладу. В перспективе это также базовая основа для России идентифицироваться не просто крупной региональной страной, а державой с крупнейшим потенциалом, в первую очередь в сферах экономики обеспечивающих новую индустриализацию. Это необходимо России, а также и всем членам ЕАЭС, ибо страны с малой экономикой, как показывает и мировой опыт, обычно не могут занять достойную нишу в сфере современной индустриализации без емкого рынка, согласованной экономической политики и сложения своего финансового и ресурсного потенциала.

Проблемы в российской экономической политике исторически складываются с советского периода второй половины XX в., когда неэффективность формы управления и наступивший застой в ее реформировании подтолкнул СССР к газово-нефтяной зависимости. Следующая проблема, связана с периодом так называемых либеральных реформ, наследие которого сохраняется до настоящего времени, в частности в проводимой денежно-кредитной политике. Имеется ввиду наследие «Вашингтонского консенсуса».

Неприемлема также периодически повторяемая фраза-нонсенс, что мы собираемся строить крупную экономику западного типа. Надо сформулировать принципы экономического развития с учетом возможностей России и реальных перспектив и придерживаться их на практике, причем, конечно, корректировать исходя из сложившейся ситуации.

Насколько объективна и насколько рукотворна российская стагнация?

Основой застоя экономики стали структурная составляющая, геополитическая ситуация вокруг России, положение с ценами на нефть. Слабая диверсификация экономики и уровень развития инноваций и предпринимательства сделали Россию чрезмерно зависимой от углеводородного сырья. Рукотворность российской стагнации определяется также проблемами экономической политики, в первую очередь денежно-кредитной политики.

Насколько объективен и насколько рукотворен текущий обвал российского рубля?

Российская экономика в силу своей структуры и проводимой денежно-кредитной политики уязвима и явно зависит от внешних факторов. Денежно-кредитная политика слабо состыкованная с налогово-бюджетной и особенно инвестиционной политикой требует коррекции. В денежно-кредитной политике фетишируется, безусловно, важнейшая задача – обеспечение стабильности цен, причем фактически не оценивается ее взаимосвязь с курсом рубля, уровнем монетизации, да и со ставкой рефинансирования.

Курс рубля относительно конвертируемых валют должен постепенно понижаться соответственно инфляции. В противном случае, если курс остается практически без изменений при существенно более высокой инфляции, то это значит, что в стране стимулируется импорт, оказывается ему помощь. В то же время логично способствовать обратному процессу, ибо переоцененный курс национальной валюты может фактически искусственно снизить конкурентоспособность страны, отрицательно повлияв на торговый баланс и выполнение бюджета. Постепенное понижение курса содействует экономике, особенно экспорту. Конечно же, это должно происходить плавно, так как всякие скачки вредят экономике. Если в стране инфляция в среднем 6-7%, а в США и ЕС 1-2%, то нецелесообразно держать курс национальной валюты в одном и том же коридоре. Необходимо способствовать формированию в течение года курса на уровне ниже 4-5% (с коррекцией изменения цен на товары, представленные в торговом балансе). Переоцененный же рубль создал основу для резкого понижения курса в кризисной ситуации.

В России уровень монетизации ниже 50%, в то время как в передовых странах Евросоюза в районе 100%. В Китае же и быстроразвивающихся странах Азии монетизация значительно выше 100%. Уровень монетизации поэтапно должен быть приближен к рубежу 70%, в противном случае периодично будут возникать определенные трудности со стабильным ростом экономики и возможностями ее диверсификации.

Заблуждением было бы считать, что высокая ставка рефинансирования всегда сдерживает инфляцию, а низкая – наоборот. При высокой процентной ставке, особенно в условиях очень низкой монетизации, формируется следующая причинно-следственная цепь: высокая процентная ставка рефинансирования – еще более высокие банковские процентные ставки – рост себестоимости при остром дефиците собственных средств – инфляция издержек, что не способствует местному производству и экспорту.

В стране, особенно в период преодоления финансово-экономического кризиса, следует поэтапно снизить ставку рефинансирования. Учитывая инфляцию, необходимо оценить, как ставка рефинансирования отражается на ВВП, его структуре, торговом балансе. Очень трудно модернизировать производство, если доходы существенно снижаются, вероятность колебания инфляции и курса валют значительна, а реальные банковские ставки неподъемно высоки. Ставка рефинансирования имеет свой интервал, ключевое значение для верхнего предела которой имеет рентабельность в сферах обеспечивающих научно-технический прогресс минус банковская маржа. Выход за этот предел, особенно в условиях низкой монетизации, может быть оправдан лишь в критических ситуациях, причем в минимально короткий срок, ибо в противном случае можно нанести серьезный вред научно-производственному потенциалу страны.

Системный анализ инфляции, курса валюты, уровня монетизации, ставки рефинансирования необходим для оценки эффективности денежно-кредитной политики.

Какова альтернатива теперешней российской экономической политике?

Надо отходить от догм либерального мейнстрима о количественном ограничении денежной массы и политики «жесткой экономии» фактически в любой ситуации, следует профессионально заняться совершенствованием институтов, регулирующих рыночную экономику, реально повысить уровень конкуренции в стране, способствуя росту эффективности функционирования экономики. Чрезвычайно важны разработка и реализация действенных мер противодействию коррупции.

Необходимо скорректировать приоритеты экономической политики, четко определить ее цели, сформулировать новую модель развития экономики для страны и спрогнозировать ожидаемые результаты. Следует подчеркнуть, что наиболее вероятностный прогноз должен основываться на принципе минимального интервала полосы неопределенности и исходить из сложившейся структуры, тенденции развития и реальных возможностей экономики. Сокращение интервала прогноза экономически оправданно, если нет существенного уменьшения вероятности обеспечения оцениваемого интервала1. Точечный прогноз, особенно в кризисных ситуациях, зачастую резко снижает его вероятность и не способствует созданию механизма корректировки экономической политики. В кризисных ситуациях интервал неопределенности резко возрастает, и просто необходимо иметь несколько сценариев прогноза, содержащих и методы их реализации.

Для экономического роста и исполнения бюджета чрезвычайно важен системный подход, четкая стыковка ключевых рычагов государственного управления в экономике – налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. К сожалению, многочисленны примеры таких нестыковок. Скажем, следование стабильности курса национальной валюты – зачастую оборачивается жесткой, негибкой денежно-кредитной политикой. До сих пор недостаточно внимания обращается на ее воздействие на рост экономики, диверсификацию ее структуры и исполнение бюджета.

Только та стратегия, которая учитывает реальную взаимосвязь экономических факторов, может способствовать качественным изменениям в экономике.

1 Тавадян А. А. Интервалы неопределенности экономики. М.: Наука, 2012. С. 56-66.

http://www.imepi-eurasia.ru/mir.php#Slovo015


Возврат к списку
Другие материалы автора