• am
  • ru
  • en
Версия для печати
06.02.2014

МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ И ВЫГРЕБНЫЕ ЯМЫ

РускийEnglish

   

Редакционная статья http://keghart.com/Editorial-ThinkTanks
13 января 2014г.

Мы живем в «золотой век» мозговых центров. В мире действует примерно 6000 подобных исследовательских учреждений, 3000 из которых – в США. Политика, военное дело, социальная политика, экономика, технологии, культура... – мозговые центры занимаются всеми этими сферами. Первые мозговые центры – основанный в 1910г. «Фонд Карнеги за международный мир» (Carnegie Endowment for International Peace) и учрежденный в 1919г. фонд «Брукингз» (Brookings) – были учреждениями, нацеленными на объективные политологическин исследования. Между тем распространение мозговых центров привело к искажению сути многих их них.

Эта зараза началась, когда мозговые центры расширили цели своей деятельности – от исследования до защиты интересов. Вместо того чтобы ограничиваться предоставлением объективных исследовательских данных, они стали лоббистами-апологетами и наемными писаками, служащими разным целям. Сегодня действуют проводящие правоцентристскую идеологию МЦ Heritage Foundation, American Enterprise Institute, Cato Institute и их более малочисленные левоцентристские противники.

Основная цель мозговых центров – формирование официального и общественного мнения. Это делается посредством предоставления правительству «экспертов», издания публицистических статей, консультирования политиков и чиновников.

Возьмем, к примеру, Турцию и «Турецкий альянс Америки» (Turkic American Alliance, TAA). Во многих университетах США Турция создала кафедры, а также финансировала публикацию лишенных авторитета исследователей, преимущественного чтобы нейтрализовать американских армян. А американские турки разворачивают собственную активную деятельность в качестве местного «крыла» Турции в США. ТАА создан усилиями «Движения Гюлена» и действует в тесном сотрудничестве с вашингтонским мозговым центром Rethink Institute. Насколько тесно? Адреса, комнаты и телефонные номера Rethink Institute и ТАА совпадают. Название «Rethink», то есть «переосмысление», не случайно. Оно нацелено на изменение мнения американцев о Турции.

Rethink Institute напыщенно и, пожалуй, иронично характеризует себя как «независимое, не стремящееся к выгоде, внепартийное научно-исследовательское учреждение, нацеленное на углубленное понимание стоящих перед обществами и общинами мира современных политических и культурных вызовов – во имя достижения мира и справедливости в широком смысле этих слов».

Хм... Читая это описание, можно предположить, что у этой организации глобальные цели. Однако опубликованные ею статьи, организованные мероприятия, проплаченные «исследования» касаются турецких тем. Руководит организацией исполнительный директор, доктор Февзи Билгин, выпускник Анкарского университета. Электронный адрес члена совета попечителей, доктора Ровшана Ибрагимова оканчивается на «gov.az», что значит, что он азербайджанский госслужащий. Членами совета являются также доктор Эбру Огурлу (Турция) и доктор Галим Жисбек (Казахстан). Среди других участников Исхан Даги и Гасан Ташчи из учреждения с обманчивым названием Технический университет Среднего Востока (Анкара), Чахри Эрхан (Анкарский университет), Саваш Генч (университет Фатиха), Шенер Актюрк (университет Коча), Гасан Т. Арслан (выпускник Мармарского университета), Безен Баламир Джошкун (выпускник университета Бохазича), Огуз Дилек (университет Джирве) и исполнительный директор «Конфедерации турецких предпринимателей и промышленников» (TUSKON-US) Бухра Канат. Тщетно пытаясь прикрыть свое истинное лицо фиговым листком, Rethink представляют также научный сотрудник Владимир Федоренко и старший научный сотрудник «Центра американского прогресса (Center for American Progress) Майкл Верз.

Rethink не разглашает свои источники финансирования.

В прошлом году Rethink опубликовал исследовательскую статью «Об армяно-турецком примирении», авторами которой были исполнительный директор организации Биогин и Елена Осипова – из Американского университета Вашингтона. При заявленном внешнем стремлении способствовать примирению армян и турок содержательные искажения статьи напрямую противоречат якобы возвышенным стремлениям авторов.

Геноцид в статье неоднократно упоминается как «события 1915г.», отмечается также, что только армяне утверждают, что имел место геноцид.

В статье предлагается, чтобы армяне и турки «проявили более практичный подход к вопросу <о Геноциде> и его нынешним последствиям, одновременно проявляя чуткость к болезненным историческим воспоминаниям». Это стандартная демагогия Анкары, которой Турция пытается поставить знак равенства между Геноцидом и потерями Турции в ходе Первой мировой войны, как будто армяне виноваты в поражении Турции.

Авторы статьи утверждают, что Азербайджан принимал участие в армяно-турецких мирных переговорах. Однако они не объясняют, как участие Баку связано с признанием Геноцида со стороны Турции.

Билгин и Осипова затем углубляются в вопрос враждебности в отношении армян и пишут: «Армяне как этническая группа веками проживали на Армянском нагорье, подчиняясь власти всех разных империй и царств, захватывавших регион...». Другими словами, по их мнению, у армян никогда не было государственности. У армян не было своих царей, просто один из правящих ими имперских властителей сменялся другим. Отметим и выражение «все разные империи». Мало было написать «разные империи», надо было добавить «все».

Чтобы оправдать Геноцид, авторы пишут, что, по мнению Османской Турции, «армяне могли перейти на сторону России, если бы последняя вторглась в страну». И ни слова о том, что осуществляемые веками погромы и гонения могли подтолкнуть беззащитных армян в объятия России.

Что касается печально знаменитых протоколов, то в статье вина за их провал возлагается на Армению. Согласно статье, действующие на Западе армянское и турецкое лобби «развернули острую конкуренцию: кто потратит больше средств...» Таким образом, получается, что армянская Диаспора располагает такими же крупными финансами, как и страна, занимающая 17 место в мире по величине своей экономики.

И, наконец, авторы статьи советуют Анкаре официально и искренне признать «события 1915г.», добавляя, однако, что армяне «должны признать, что земли не могут быть “возвращены”, не может быть выплачена какая-либо компенсация, когда отсутствуют официальные документы и страховка». Какими же глупыми и безответственными оказались армяне, когда во время депортации в пустыню не удосужились взять с собой документы, удостоверяющие их право собственности на дома и предприятия, и не сохранили чеки на покупку своей мебели, не говоря уже о подробной описи семейных драгоценностей!

Все это подводит нас к статье Раффи Петросяна «Два одиночества, две истории», рассказывающей о единственном исследовательском (мозговом) центре армянской диаспоры – Институте «Зорьян». Пока Анкара тратит миллионы долларов на свои «мозговые центры» и на то, чтобы с помощью наемных «ученых» опровергнуть неопровержимое, у армян диаспоры всего один мозговой центр – институт, в котором осуществляется действительно научная деятельность. Институт «Зорьян» – воплощение идеи трех братьев Саркисян. Его возглавляет Гурген (Грег) Саркисян из Торонто. В прошлом августе в интервью стамбульской газете «Акос» он отметил: «Мы изучаем силы и факторы, формирующие армянские реалии по всему миру».

На протяжении тридцати лет братья Саркисяны были самыми несравненно щедрыми спонсорами Института «Зорьян». Чтобы и в будущем обеспечить перманентность осуществляемой Институтом жизненно важной деятельности необходимо, чтобы заботящиеся об истине, правах человека и предотвращении геноцида люди не оставались безучастными и финансово поддержали Институт «Зорьян». У армян особенно большие нравственные обязательства перед этим одиноко поблескивающим во мраке турецкой ночи маяком.

Электронные адреса Института «Зорьян»: zoryan@zoryaninstitute.org и zoryanusa@aol.com.


Возврат к списку